Особенности процесса формирования культуры межнационального общения

Педагогические практики » Процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников » Особенности процесса формирования культуры межнационального общения

Страница 4

Из таблицы № 5 следует, что в результате 2-го этапа экспериментальной работы, количественные показатели уровней сформированности культуры межнационального общения в экспериментальных группах, в сравнении с исходным состоянием, изменились. Произошло уменьшение количества школьников, характеризовавшихся низким уровнем на 17%, за счет чего стало больше учащихся среднего и высокого уровней сформированности качества соответственно на 10,5% и 5,6%.

Итогом второго этапа экспериментальной работы по формированию у школьников культуры межнационального общения как качества личности явились следующие изменения: в основном все школьники осознали свою национальную принадлежность и стали проявлять особый интерес к истории своего происхождения, к культуре народов с которыми имеют непосредственное общение.

Они перестали отрицать возможность дружбы с представителями любых других национальностей. Школьники стали стремиться осмыслить собственный опыт, осознать свою позицию по отношению к окружающей действительности. В своем поведении, во взаимоотношениях подростки стали руководствоваться общепринятыми в нашем обществе правами и обязанностями, что особенно проявляется у ребят нерусских национальностей.

Это позволяет заключить, что задачи второго этапа эксперимента в основном достигнуты. В качестве приоритетного средства на данном этапе был избран тренинг, позволяющий понять учащимся основные особенности другого человека и самого себя, определить характер переживаний в конкретной ситуации, высвечивая эмоциональную сторону проблемы, противостоять стереотипам восприятия.

Патриотическое воспитание способствует формированию культуры межнационального общения в том случае, если есть непосредственная опора на национальную почву этого феномена.

Национальные праздники отражают своеобразие жизни и быта, культурных традиций и религии народа, при чем некоторые из них имеют много общего у разных народов. Успешное использование этого средства зависит от насыщенности праздника музыкальным, шуточным, игровым сопровождением, красочным оформлением.

Изучая динамику развития компонентов культуры межнационального общения, мы заметили, что в овладении знаниями о национальной сфере у большинства учащихся имеют национальные стереотипы. Между школьниками разных национальностей все еще возникают противоречия и трения.

Решение этих проблем мы продолжили на третьем этапе опытно-экспериментальной работы по формированию культуры межнационального общения.

Задачи третьего этапа:

1) сформировать знания о нормах и правилах поведения при взаимодействии людей разных национальностей;

2) сформировать позитивные убеждения в сфере межнациональных от ношений (бережное отношение к своей нации, сопоставление народов, солидарность с народами, уважение к национальному достоинству);

3) научить преодолевать межнациональные конфликтные ситуации. Новые задачи требовали совершенствования системы средств. Опираясь на положение о том, что под изменением средств следует понимать не обязательно замену их другими, но и их перестройку [50], мы вновь включили в систему средств слово, которое дает знания.

Знания в свою очередь содействуют формированию представлений и понятий, суждений и, наконец, убеждений о нормах культуры общения между людьми разных наций и верующими различных конфессий.

Убеждения - это результат глубокого усвоения знания, прошедшего не только через мысль, но и через чувства и волю школьников. Следовательно, необходимо задействовать средства, влияющие на эмоциональную сферу. Национальные праздники, выставки, фольклорные концерты как средства воспитания позволяют лучше узнать культуру разных народов.

В систему средств был включен тренинг с целью обеспечения ориентира школьников на бесконфликтное непосредственное взаимодействие с представителями других наций.

Для проверки данного предположения нами была спланирована система занятий и внеклассных мероприятий. Мы рассматривали ее как последовательную цепочку, в которой каждый элемент создает определенные условия для формирования отдельных элементов культуры межнационального общения и параллельно усиливает ранее сформированные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Речевые упражнения в развитии диалогической речи учащихся среднего звена на уроках английского языка среднеобразовательной школы
Опыт школы показывает, что только путем заучивания речевых образцов и готовых диалогов нельзя овладеть диалогической речью именно потому, что она ситуативна. Поэтому необходимо учить учащихся переносу усвоенного материала и его употреблению в другой ситуации. Это можно сделать при помощи речевых уп ...

Классификация общего недоразвития речи
Существует не менее двух подходов к классификации общего недоразвития речи. Первый подход – психолого-педагогический, предложенный Р. Е. Левиной (1968). Р.Е. Левина[25] вместе с сотрудниками разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения ...

Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся на современном этапе
Вокальное воспитание в школе – важнейшая часть всей хоровой работы в коллективе. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг. Пение – яркая образная форма углубленного представления об окружа ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru