На развитие умения отходить от негативных национальных стереотипов и понимания их возникновения, направлен классный час «Национальные стереотипы» (6 «А» класс). В результате подростки стали понимать, что появление стереотипов обусловливает не образ жизни всего народа, а крайности в поведении отдельных его представителей и что нельзя судить по этим проявлениям о целом народе; они осознали, что для объективного восприятия человека нужно избавляться от влияния стереотипов.
Аналогичная работа по оказанию влияния на элементы культуры межнационального общения проходила на всех остальных занятиях и внеклассных мероприятиях с преимущественным воздействием на практический компонент в соответствии с задачами этапа.
Изучение диагностических данных позволило определить количественные результаты третьего этапа, которые представлены в таблице № 7.
Таблица № 7
Количественная характеристика состояния сформированности культуры межнационального общения у школьников до и после 3 этапа эксперимента
|
Уровень |
Распределение школьников по уровням сформированности в контрольных группах |
Распределение школьников по уровням сформированности в экспериментальных группах | ||
|
на начало 3 этапа |
на конец 3 этапа |
на начало 3 этапа |
на конец 3 этапа | |
|
Негативный |
5,6% (10 чел.) |
5,6% (10 чел.) |
0 |
0 |
|
Низкий |
51,1% (92 чел.) |
50,5% (91 чел.) |
39,9% (57 чел.) |
30,8% (44 чел.) |
|
Средний |
34,4% (62 чел.) |
35,6% (64 чел.) |
43,3% (62 чел.) |
43,3% (62 чел.) |
|
Высокий |
8,9% (16 чел.) |
8,3% (15 чел.) |
16,8% (24 чел.) |
25,9% (37 чел.) |
Из таблицы № 7 следует, что в результате 3-го этапа экспериментальной работы, количественные показатели уровней сформированности культуры межнационального общения в экспериментальных группах изменились следующим образом. Стало меньше представителей низкого уровня на 9,1%, такое же количество учащихся (9,1%), ранее представлявших группу среднего уровня, по окончанию этапа перешли на высокий уровень, а показатели среднего уровня не изменились.
Отметим следующие новообразования у школьников, которые были зафиксированы в конце третьего этапа:
- понимание важности сохранения национальной самобытности каждого народа; оказание внимания и уважения к своей и инонациональным культурам;
- непредвзятость позиции при оценке других людей, их национально-психологических особенностей;
- проявление способности эмоционально, участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки людей других национальностей;
- стремление к сопоставлению народов, т.е. принятие и признание различий между ними, на фоне объективного анализа достижений и особенностей каждого из народов: в этом случае своя этническая группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а чужая — в других, что не исключает критичности к деятельности и качествам обоих.
У многих подростков появилось желание взаимодействовать с людьми самых разных национальностей.
Это позволяет заключить, что задачи третьего этапа эксперимента в основном достигнуты. Ролевые игры были избраны в качестве приоритетного метода на данном этапе. Они позволяют участникам поочередно исполнять разные роли и способствуют не только осознанию, но и практическому отработке и закреплению новых форм поведения.
Новости образования:
Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития
Гармоничность физического и умственного развития детей, их нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству связана с совершенствованием многих качеств и свойств личности. В дошкольном возрасте, когда полученные музыкальные впечатления остаются в памяти на всю жизнь, особенно боль ...
Как помочь ребенку избавиться от агрессивных привычек
В возрасте от двух до четырех лет многие дети становятся излишне агрессивными. Они постоянно спорят, ругаются как со сверстниками, так и с родителями, наотрез отказываются выполнять требования взрослых, намеренно нарушают все существующие правила и запреты. Порой кажется, что действия ребенка напра ...
Педагогическое наследие подвижников Глинской пустыни
Глубокое и многогранное педагогическое наследие подвижников Глинской пустыни, которую преподобный Серафим Саровский называл «высшей школой духовной жизни», включает не только различные аспекты семейного и школьного воспитания подрастающего поколения, но и высшие проявления православной педагогики: ...