Методика констатирующего эксперимента

Страница 7

Например, вариант организации судебного слушания, предложенный российским методистом Г. Коротковой из темы "Московское царствие Ивана IV". Объяснение нового материала начинается с вступительного слова учителя, в котором речь идет о противоречивости взглядов российского царя Ивана IV.

Ученикам предлагается приобрести собственную точку зрения относительно этой личности и ее влияния на исторические события того времени. Для объяснения этого задания школьникам предлагается во время судебного слушания заполнить таблицу, которая освещает позитивные и негативные стороны деятельности царя Ивана Грозного.

Начинают судебное заседание выступления главных действующих лиц (адвокат, судья, обвиняемый, прокурор), предлагают свои аргументы с позиции "свидетелей" событий, в случае необходимости обращаются друг к другу с вопросами.

Например, прокурор: Глубокоуважаемые судьи! Вам сегодня необходимо рассмотреть дело, в котором обвиняется царь Иван Грозный. Обвинительная сторона намеревается доказать, что царь Иван IV является очень жестоким и безбожным человеком, который стремится к единоособному правлению, кроме того, подсудимый сознательно отдавал приказы об убийстве своих подчиненных; поддерживал взяточничество, нарушал вековые традиции и в конце своего правления оставил государство в состоянии упадка.

Защитник: Глубокоуважаемые судьи! Мы будем пытаться оправдать подзащитного. Мы докажем, что действия обвиняемого были следствием его тяжелого характера, который сформировался в необычных условиях. Мы будем пытаться доказать, что, получив государство в нестабильном состоянии, когда бояре были заинтересованы в сведении личных счетов, царь Иван Васильевич оставил отпрыскам Россию сильную, независимую от Орды, и значительно расширил ее границы, руководствуясь в своих действиях интересами государства.

После этого к слову приглашается царь Иван Грозный.

Иван IV: Мой отец умер, когда мне было три года. Моя мать правила от моего имени, выполняя все, что требовала Боярская Дума. В 1538 г. ее отравили. Князь В. Шуйский заморил голодом мою воспитательницу боярыню Агриппину и ее брата князя И.Телепнева. Имея поддержку митрополита, я созвал бояр, требуя казнить Шуйского. В январе 1547 г. я венчался на царствие, а в марте вступил в брак с Анастасией Романовной Юрьевой. С 1549 г., заручившись поддержкой преданных мне людей, я провел ряд реформ с целью улучшения жизни в моем государстве. Я принял в 1550 г. "Судебник", в котором установил наказание за взяточничество, ограничил местничество, провел военную реформу. Я защитил Русь от ханских войск, захватил Астраханское и Казанское ханство, Поволжье и Сибирь, подсоединенные к России. Я сделал Русь большим государством и считаю, что выдвинуты против меня обвинения не отвечают действительности .

Дальше на заседании зачитываются оценки, данные Ивану Грозному различными людьми.

А теперь представьте себе, что вы встретили двух мужчин, один из которых утверждает, что Иван Грозный был прогрессивным деятелем и сделал очень много полезного для Российского государства, а второй утверждает, что Иван IV является негативным политическим деятелем: аморальным, жестоким, таким, кто нанес много страданий своему государству.

Что бы вы ответили? Судебное заседание проводится по такой схеме:

На организационном этапе определяется "судья" "адвокат" "прокурор" "обвиняемый" определяется тема, объем необходимой информации (статистические данные документы, дополнительная литература и т.п.).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Выбор и обоснование методик развития мнемических способностей у учащихся
В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основ ...

Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России
19 сентября 2003 г. в Берлине на совещании министров образования стран-участниц Болонского процесса Россия официально присоединилась к формированию единого европейского пространства высшего образования и подтвердила свое намерение следовать основным принципам Болонской Декларации. После того, как м ...

Факультативные занятия как способ развития творческих и познавательных способностей ученика в области информатики
Факультативные занятия – это один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе Российской Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. На факультативные занятия в учеб ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru