Методика констатирующего эксперимента

Страница 4

Обсуждение определенной проблемы главными участниками, определение совместно произведенной позиции.

Подбивание итогов.

Методом панельной дискуссии можно рассмотреть вопросы, которые нуждаются в оценке различных взглядов на проблему, например:

"Возникновение казачества: причина или следствие национально-освободительной борьбы украинского народа?" или "Крестовые походы - явление экономическое политическое или религиозно-культурное?"

Форум-дискуссия, во время которого группа учеников рассматривает определенную проблему и ставит определенную позицию, которую потом обсуждает со всеми школьниками.

Этот вид дискуссии очень подобный к заседанию экспертной группы (панельной дискуссии), но он не нуждается в особенной подготовительной работе и предусматривает активный обмен мнениями на втором этапе. Проведение форума происходит в таком порядке:

Определение темы дискуссии и главных участников обсуждения (как правило, это ученики, которые имеют высокий уровень знаний и творческий потенциал).

Высказывание главных участников собственного мнения относительно предмета дискуссии.

Привлечение всех учеников класса к активному обсуждению проблемы.

Формирование главных выводов и подбивания итогов дискуссии.

Ориентировочные проблемы для обсуждения таким способом могут быть: "Возникновение ислама - закономерность или случай?" или "Что сыграло главную роль в борьбе за независимость Америки: деятельность "отцов-основателей" или традиции страны?".

Концентрические круги - обсуждение проблемы небольшой группой учеников, которых вовлекают в дискуссию другие участники.

Группа дискутирует из определенной темы, остальные школьники слушают, а затем происходит обмен позиций. Особенность метода концентрических кругов заключается в том, что он дает возможность привлечь к обсуждению, как можно больше учеников класса, даже тех, кто обычно не участвовал в дискуссии. Концентрические круги целесообразно использовать в работе со всеми учениками класса (15-30 участников).

Примером использования метода концентрических кругов может быть изучение темы "Церковная жизнь в первой половине XVII ст." (История Украины, 8 класс) на этапе осмысления и систематизации знаний или на следующем уроке при проверке усвоенных раньше знаний. Начинается дискуссия с решения учениками такой проблемы: церковь во второй половине XVII в. тормозила или содействовала развитию общества? Для этого им предлагается определиться с аргументами в интересах того или того положения и записать свои мнения в специально начерченной в тетради таблице. В первую колонку "За" - мнения, которые подтверждают тезис: церковь содействовала развитию общества и "Против" - вторая колонка - подтверждение тезиса: церковь тормозила развитие общества во второй половине XVII ст.

Например: таблица "Церковь содействовала развитию общества во второй половине XVII в.

После этого по желанию или посредством жеребьевки ученики образуют две группы и размещаются в два круга: внутренний и внешний.

Ученики из внутреннего круга (поклонники одной точки зрения) стоят спинами к центру, а ученики внешнего круга (поклонники другой точки зрения) сидят лицам к оппонентам. Внутренний круг - неподвижен, внешний - подвижен. По сигналу учителя дети внешнего круга передвигаются на один стул справа и оказываются перед следующим партнером. После прохождения полного круга работа прекращается. При этом ученики в тетрадях фиксируют все аргументы партнера. Таким образом, их записи постоянно пополняются. Концентрические круги проводятся также к другим видам дискуссии по схеме:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Психолого-педагогические особенности обучения геометрии в старших классах
Результатом обучения математике, прежде всего, является формирование различных видов познавательной деятельности или отдельных её элементов: понятий, представлений, различных умственных действий. Формирование познавательной деятельности непосредственно связано с процессом усвоения, так как процесс ...

Понятие преобразования задачи
Анализ литературы показывает, что последнее время уделяется внимание работе над решенной задачей. Предлагаются следующие виды работ: 1. Введение в условие задачи новых данных; 2. Изменение вопроса без изменения условия; 3. Изменение условия без изменения вопроса; 4. Изменение условия и вопроса; 5. ...

Программа социально-педагогической работы с трудными трудного подростками в Доме культуры "Рассвет"
Наше село находится в десяти километрах от города – это и хорошо и плохо. Наш некогда процветающий поселок, в одночасье превратился в экономически нестабильным. Появились очень богатые и очень бедные. У тех и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, но у большинства уже развился с ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru