Предварительно готовятся вопросы, которые выносятся на обсуждение большой и малой групп и специально обустраивается помещение для проведения дискуссии (стулья располагают в два круга, тем самым создается простор для передвижения внешнего круга).
Дискуссия начинается из объявления темы распределения учеников на две группы. Участники первой группы занимают место в внутреннем круге, а остальные - во внешнем как наблюдатели. По сигналу учителя начинается дискуссия. После 5-10 мин. школьники заменяют друг друга: те, кто наблюдал, занимают место во внутреннем круге, и наоборот.
По завершении второй фазы дискуссии подводят итоги.
Проблемы, которые обсуждаются посредством метода концентрических кругов, могут быть такие: "Французский писатель XVIII ст. Вольтер писал: "Ж. Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать отсюда монахов, а для того, чтобы загнать туда весь свет". Соглашаетесь ли вы с высказыванием философа? Собственное мнение обоснуйте; "Какой путь перехода от аграрного общества к индустриальному вы считаете наиболее вероятным - эволюционный или революционный?".
"6х6х6" - метод, благодаря которому большое количество учеников за короткое время имеют возможность обсудить какой-то вопрос или выразить личное мнение большинства участников дискуссии.
Дискуссия, во время которой в 6 группах (в каждой по 6 учеников) в течение 6 мин. обсуждают определенную проблему, предложенную ведущим. Потом образуются 6 новых групп таким же способом (чтоб в каждом из них был ученик, который работал в предыдущей дискуссионной группе). В новых группах участники обсуждают результаты работы своих групп.
"6х6х6" - это метод, который активизирует всех присутствующих, его можно использовать в группах с 5, 6, 7 и даже 8 учеников.
Группы имеют возможность обсуждать одну и ту же тему или выбирать различные темы. Если ученики избрали второй вариант, то время работы нужно увеличить.
На уроке из курса истории Украины в 7 классе на этапе осмысления и систематизации или проверки знаний учеников (на следующем уроке) можно использовать метод "6х6х6". При изучении темы "Культура Киевской Руси" учитель распределяет школьников на 6 групп по 6 лиц (5 х 5, в зависимости от количества учеников), каждый из которых получает задание, которое касается различных аспектов темы.
Например: 1 группа - особенности развития образования во времена Киевской Руси; 2 - архитектуры; 3 - изобразительного искусства; 4 - музыки; 5 - устного народного творчества и письменности; 6 - литература и летописание.
В группах ученики в течение 5-6 мин. обсуждают вопрос, и результаты фиксируют в тетрадях. Например, первая группа, которая определяла особенности развития образования, может отметить: открытие школы Ярослава Мудрого, основание библиотеки, создание книжной мастерской, открытие школы для девушек; в тетрадях учеников второй группы может быть записано: влияние византийского стиля, крестово-купольный храм, строительства собора Софии, Десятинной церкви, Успенского собора в Киеве, Спасского собора в Чернигове, Михайловского собора в Переяславле.
Третья группа, которая рассматривала особенности живописи, записывает: фрески, мозаика "Оранта" Собора Софии и т. д.
На следующем этапе формируются новые группы, таким образом, чтоб в каждом из них было по одному представителю из предыдущей группы (см. схему проведения дискуссии "6 х 6 х 6"). Новообразованные группы достают общее задание ответить на вопрос:
Новости образования:
Преимущества ценностного восприятия мира в воспитательном
процессе
Посмотрим на фотографии школьников. Фото № 1: дети рисуют на асфальте. С точки зрения предметной, это бессмысленное и неприличное занятие, ибо рисунок не сохранится, нарисовать не удастся аккуратно, гигиенические нормы явно нарушаются. Но смысл данного занятия выходит за пределы предметного рисован ...
Реформа профильного обучения
Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Эта система профильного обучения должна включать в себя следующие типы учебных предметов: ба ...
Общепедагогические принципы экологического
образования дошкольников
Исходя из выше сказанного, можно выделить ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников. Они включают: общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, де ...