Игра как средство формирования элементарной системы экологических знаний у детей дошкольного возраста

Педагогические практики » Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста » Игра как средство формирования элементарной системы экологических знаний у детей дошкольного возраста

Страница 7

Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Удовлетворять детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет именно игра: "Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию, расширению их представлений о мире". (Т.С.Комарова). Весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемый ребёнком в игре, не осознаётся им как процесс преднамеренного обучения – ребёнок учится играя. В своей статье Л.Павлова ( там же, с. 78) предлагает классификацию игр, направленных на экологически-эстетическое воспитание, разработанную Т.С.Комаровой:

- игра по ознакомлению с флорой и фауной;

- игра по ознакомлению с окружающей средой (неживой природой);

- игра по ознакомлению с деятельностью человека.

Игры, разработанные автором статьи, входят в данную классификацию и являются ярким примером развивающих игр с эстетической основой. К ним можно отнести такие, как: "Грибная полянка", "Приготовь лекарство", "Спланируй город", "Построй домик животному", "Карта профессий" и др.

С.Н.Николаева (23, с. 49; 21, с. 14) в своих работах отмечает большую значимость игры в системе экологического воспитания дошкольников. В книге "Общение с природой начинается с детства" она пристальное внимание обращает на изучение взаимосвязи ознакомления дошкольников с природой и игровой деятельностью. Отмечает, что психолого-педагогические исследования доказывают: игра сопровождается положительными эмоциями, является своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Автор высказывает предположение – усвоение системы знаний о природе посредством игры происходит более эффективно, что находит подтверждение в её исследовательской работе и исследованиях других авторов.

В статье "Игра в экологическом воспитании" С.Н.Николаева продолжает анализ эффективности использования игры в формировании элементарных экологических представлений. Позиция целесообразности использования игры в обучении вывела автора на проблему разработки дидактических игр, цель которых обеспечить детям условия для усвоения различных знаний, развития умственных умений и навыков.

Почему именно дидактические игры? С их помощью решаются различные учебные задачи: формируются навыки умственной деятельности, умения использовать приобретенные знания в новой ситуации. Дидактическая игра – форма организации обучения, методы закрепления знаний, средство воспитания нравственно-волевых качеств. Собственно, об этом свидетельствуют исследования А.П.Усовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко и др. Однако любое произвольное изменение соотношений структурных элементов игры разрушает её. Вот почему исследователи расширяют поиск связей, в частности в структуре "обучение – игра", с сюжетно-ролевой игрой как основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процессе формирования у детей представлений о природе, несомненно, создает эмоциональный фон, который обеспечивает более эффективный результат усвоения знаний. На это указывали еще А.В.Запорожец, Л.А.Абрамян.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новости образования:

Характеристика системы образования Болгарии
Дошкольное образование в Болгарии имеет общественный характер и рассчитано на детей в возрасте от 3 лет и до момента, когда они идут в школу (7 лет – официальный возраст для начала обучения в школе). Оно осуществляется, главным образом, в детских садах, куда дети могут ходить по желанию родителей. ...

Состояние связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
Целью данной экспериментальной работы является: - определение уровня сформированности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития и у учащихся с нормальным психофизическим развитием; - сопоставление уровней владения связной речью младшими школьника ...

Особенности организации игровых технологий на уроках в начальном звене школы
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства в ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru