Игра как средство формирования элементарной системы экологических знаний у детей дошкольного возраста

Педагогические практики » Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста » Игра как средство формирования элементарной системы экологических знаний у детей дошкольного возраста

Страница 7

Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Удовлетворять детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет именно игра: "Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию, расширению их представлений о мире". (Т.С.Комарова). Весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемый ребёнком в игре, не осознаётся им как процесс преднамеренного обучения – ребёнок учится играя. В своей статье Л.Павлова ( там же, с. 78) предлагает классификацию игр, направленных на экологически-эстетическое воспитание, разработанную Т.С.Комаровой:

- игра по ознакомлению с флорой и фауной;

- игра по ознакомлению с окружающей средой (неживой природой);

- игра по ознакомлению с деятельностью человека.

Игры, разработанные автором статьи, входят в данную классификацию и являются ярким примером развивающих игр с эстетической основой. К ним можно отнести такие, как: "Грибная полянка", "Приготовь лекарство", "Спланируй город", "Построй домик животному", "Карта профессий" и др.

С.Н.Николаева (23, с. 49; 21, с. 14) в своих работах отмечает большую значимость игры в системе экологического воспитания дошкольников. В книге "Общение с природой начинается с детства" она пристальное внимание обращает на изучение взаимосвязи ознакомления дошкольников с природой и игровой деятельностью. Отмечает, что психолого-педагогические исследования доказывают: игра сопровождается положительными эмоциями, является своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Автор высказывает предположение – усвоение системы знаний о природе посредством игры происходит более эффективно, что находит подтверждение в её исследовательской работе и исследованиях других авторов.

В статье "Игра в экологическом воспитании" С.Н.Николаева продолжает анализ эффективности использования игры в формировании элементарных экологических представлений. Позиция целесообразности использования игры в обучении вывела автора на проблему разработки дидактических игр, цель которых обеспечить детям условия для усвоения различных знаний, развития умственных умений и навыков.

Почему именно дидактические игры? С их помощью решаются различные учебные задачи: формируются навыки умственной деятельности, умения использовать приобретенные знания в новой ситуации. Дидактическая игра – форма организации обучения, методы закрепления знаний, средство воспитания нравственно-волевых качеств. Собственно, об этом свидетельствуют исследования А.П.Усовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко и др. Однако любое произвольное изменение соотношений структурных элементов игры разрушает её. Вот почему исследователи расширяют поиск связей, в частности в структуре "обучение – игра", с сюжетно-ролевой игрой как основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процессе формирования у детей представлений о природе, несомненно, создает эмоциональный фон, который обеспечивает более эффективный результат усвоения знаний. На это указывали еще А.В.Запорожец, Л.А.Абрамян.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новости образования:

Возрастные особенности развития воображения
Первые проявления воображения наблюдаются тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Это есть переход от того, что ребенок видит реальный предмет, действует с ним так, как этот предмет требует к тому, когда ребенок де ...

Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника с взрослыми
В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальн ...

Правила проблемного обучения
Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соб ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru