Деятельность социального педагога по созданию ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи

Педагогические практики » Теоретический анализ социально-педагогической деятельности с ребенком из неблагополучной семьи » Деятельность социального педагога по созданию ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи

Страница 8

Опираясь на личностные качества и способности Дмитрия, взаимодействуя с педагогическим коллективом, мы создали условия к достижениям. Ситуация успеха "переросла" из приема в педагогические условия активизации деятельности, т.к. произошла смена позиции учащегося в учебном процессе: из пассивного объекта он стал субъектом, творцом учебной деятельности, ощутил в себе уверенность.

Уверенности Диме добавило участие в конкурсе стихов. Он занял третье место, чему был безгранично рад. Результаты стали неожиданной новостью для класса. В подготовке к мероприятию "Хоровод друзей" Дима был назначен капитаном команды класса. Его работа заключалась в организации класса, распределении обязанностей и т.д. Таким образом, Дима был вовлечен в воспитательную работу, в процессе которой его лучше узнали одноклассники, а он почувствовал себя нужным в жизни классного коллектива.

При повторном исследовании положения ребенка в коллективе класса, применяя социометрический тест, у Димы шесть положительных выборов и три отрицательных, это лучший результат, по сравнению с предыдущим, следовательно, подросток стал более общительным со своими одноклассниками. Из беседы с учителем литературы нам стало известно, что ребенок стал регулярно посещать занятия, стал проявлять активность на уроках, увереннее отвечать. Все это говорит о позитивном отношении к учению. Это подтвердилось результатами теста на мотивацию учения. У Димы также изменился уровень мотивации к учению с третьего на второй, что означает позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу. Результаты теста на исследование самооценки показывают, что она стала ближе адекватной (показатель равен 0,3).

Таким образом, из субъекта обстоятельств ситуации успеха учащийся стал субъектом учебной деятельности.

В современном обществе неблагополучная семья рассматривается как фактор жизненного риска ребенка. Уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи - воспитательная. Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности.

Семья, находящаяся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, часто применяет деструктивные формы и способы воспитания, что в итоге приводит к формированию у ребенка искаженного внутреннего мира, плохо влияет на формы его поведения с другими людьми: педагогами, сверстниками в школе. Дети из неблагополучных семей чаще остальных попадают в зону психолого-педагогического риска по многим основаниям.

Усвоенный опыт жизни детьми в семье переходит в подсознание. Подсознательная программа заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Проживание ребенка в неблагополучной семье приводит к снижению у ребенка эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной "глухоте".

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. У этих детей часто появляется чувство своей ненужности, безысходной тоски по наилучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной системы приводит к глубочайшему нервно - психическому утомлению. По мнению медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, дети, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от обычных детей. Специалисты склонны называть это поведение патологией. Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выпутаться негативно влияют на нормальное функционирование всего организма. Они вызываются многими причинами - утратой любимого, близкого человека, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствиями, драками, скандалами и т.д. Все это толкает подростка на поиски иной среды общения, начинающий играть решающее значение в социализации подростка, в усвоении присущей ей системы ценностей, вот поэтому социальному педагогу необходимо создавать ситуацию успеха как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Следовательно, для формирования положительной самооценки нужно создавать ситуацию успеха. Метод создания ситуации успеха является методом стимулирования мотивации и поведения ребенка. Ситуация успеха - это сложное понятие, и чтобы определить его сущность необходимо дать определение "успеху" и "ситуации успеха". Ситуация - это то, что способен организовать учитель, социальный педагог, это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить ритм психологического самочувствия ребенка, изменить стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Используя ситуацию успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи, достигается улучшение социального самочувствия ребенка и приобретение опыта целесообразного саморегулирования, повышение уровня мотивации к успеху во всех видах деятельности и уровня самореализации и самоутверждения в семье, коллективе сверстников и более широком социуме. Ситуация успеха становится своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Новости образования:

Теоретические основы проблемного обучения. Исторический экскурс
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский). В ХХ столетии идеи проблемн ...

Оценка уровня знаний по информатике и ИКТ у детей, посещающих и не посещающих факультативные занятия
Анкетирование проводилось в классах в каждой группе отдельно. Результаты были посчитаны и переведены в электронные таблицы. По каждой методике использовался свой способ обработки данных, однако все они были представлены в табличной форме и в виде диаграмм. 1. Определения уровня познаний в информати ...

Взаимосвязь воображения и эмоций
Воображение и эмоции - неразрывно связанные между собой психические процессы. Эмоции - аккумулятор энергии, которая необходима для нормального протекания всех психических процессов, в том числе и воображения. Эмоции предают процессам воображения динамизм. Эмоция обладает, таким образом, как бы спос ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru