Общей целью создания ситуации успеха является оказание помощи ребенку из неблагополучной семьи в решении проблем; формирование готовности у него к социально-одобряемой деятельности.
Основными принципами структуры создания ситуации успеха является следующее:
принцип ориентации на личность воспитанника, его внутренние резервы;
принцип субъект - субъектного взаимодействия;
принцип организации общения ребенка, предусматривающий его заинтересованность взаимодействием в ходе овладения социально-одобряемой деятельностью;
принцип гуманизации (ненасилия), предусматривающий предоставление возможности для принятия ребенком самостоятельных решений.
Содержание определяет пути и средства деятельности социального педагога, среди которых основными являются:
1. Организация совместной деятельности педагогов, психологов, администрации, социального педагога, направленной на создание условий, при которых у ребенка формируется потребность в достижении успеха.
2. Выявление критериев и показателей сформированности мотивации к социально-одобряемой деятельности.
3. Организация методического обеспечения, основанного на комплексной диагностике личности ребенка.
Как показала практика, в силу индивидуальных различий учащиеся по-разному реагируют на предложенные учителем ситуации. Для некоторых школьников ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не реализуется основная задача: ученик испытает чувства удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями. Поэтому учителю важно создавать атмосферу доверия в отношениях с учеником. Если мы хотим сформировать у школьников стремление к достижениям, то надо сделать так, чтобы они знали, каких результатов мы ждем от них, по каким показателям будем оценивать их работу, а также были уверены в том, что все наши действия будут объективными и справедливыми.
Взаимодействие с психологом одно из важнейших условий создания ситуации успеха. Оно реализуется через организацию педагогического совета для повышения психологической компетентности педагогов.
Создание ситуации успеха социальным педагогом в работе с ребенком из неблагополучной семьи осуществляется поэтапно:
1 этап. Проведение психолого-педагогической диагностики, ориентированной на выявление особенностей мотивации к успеху у ребенка. Внимание уделяется особенностям когнитивных и эмоционально-волевых состояний ребенка, которые влияют на его стремление к успешной самореализации в ходе деятельности.
2 этап. Оперативное использование форм, методов и приёмов работы, адекватных, выявленным в ходе предыдущего этапа когнитивным и эмоционально-волевым состоянием ребенка. Успех в ходе работы реализуется через формирование социальным педагогом конкретных ситуаций, которые являются структурными и функциональными единицами целостного педагогического процесса.
3 этап. Оценивание (экспертиза) результатов проделанной социально-педагогической работы. Сравнение результатов первого этапа работы с результатами этапа после создания ситуации успеха.
Опытная работа проводилась с учеником среднего звена из неблагополучной семьи Карпенко Дмитрием, учеником 6 А класса МБОУ СОШ № 2. Дима поступил в МБОУ СОШ № 2 в 2007 году. Семья Димы многодетная, малообеспеченная. Родители злоупотребляют алкоголем. Дома напряженная, угнетающая, тревожная обстановка. Постоянные ссоры между родителями, наблюдается физическая агрессия. Изучение личной документации подростка, а также изучение личности с помощью комплекса диагностических методик (методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы, методика исследования самооценки личности, исследование самооценки методом беседы, диагностики акцентуации характера, социометрический тест), позволило сделать выводы о том, что в бывшую школу он ходил без интереса, ему не нравилось там учиться. Это подтверждает его аттестатация по окончанию начальной школы, где преобладают удовлетворительные отметки. Низкий уровень мотивации к учебной деятельности, привел к отставанию, неуспеваемости в учебе. Все это подтолкнуло подростка на поиски иной, внешкольной среды общения, иной референтной группы сверстников, которые начали играть решающее значение в социализации Дмитрия. Он начал усваивать систему норм девиантного поведения, которые проявлялись в нарушении дисциплины в школе, конфликтах с учителями. Все привело к тому, что его поставили на внутришкольный учет.
Новости образования:
Математическое мышление
Эффективность и качество обучения математике определяются не только глубиной и прочностью овладения школьниками системой математических знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и уровнем их математического развития, степенью подготовки к самостоятельному овладению знаниями, сформиро ...
Особенности организации самостоятельных и домашних
занятий
Теперь перейдем к содержанию самостоятельных занятий, какие упражнения можно (и нужно) рекомендовать школьникам для самостоятельных занятий. Но прежде нужно выяснить отличие самостоятельных занятий от домашних заданий. Давая задания на дом, учитель говорит школьникам, какие упражнения надо делать, ...
Использование НИТ в работе школьного психолога
Как уже указывалось выше, под новыми информационными технологиями подразумевается совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Персональный компьютер позволяет значительно облегчить и расширить возм ...