Деятельность социального педагога по созданию ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи

Педагогические практики » Теоретический анализ социально-педагогической деятельности с ребенком из неблагополучной семьи » Деятельность социального педагога по созданию ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи

Страница 7

Общей целью создания ситуации успеха является оказание помощи ребенку из неблагополучной семьи в решении проблем; формирование готовности у него к социально-одобряемой деятельности.

Основными принципами структуры создания ситуации успеха является следующее:

принцип ориентации на личность воспитанника, его внутренние резервы;

принцип субъект - субъектного взаимодействия;

принцип организации общения ребенка, предусматривающий его заинтересованность взаимодействием в ходе овладения социально-одобряемой деятельностью;

принцип гуманизации (ненасилия), предусматривающий предоставление возможности для принятия ребенком самостоятельных решений.

Содержание определяет пути и средства деятельности социального педагога, среди которых основными являются:

1. Организация совместной деятельности педагогов, психологов, администрации, социального педагога, направленной на создание условий, при которых у ребенка формируется потребность в достижении успеха.

2. Выявление критериев и показателей сформированности мотивации к социально-одобряемой деятельности.

3. Организация методического обеспечения, основанного на комплексной диагностике личности ребенка.

Как показала практика, в силу индивидуальных различий учащиеся по-разному реагируют на предложенные учителем ситуации. Для некоторых школьников ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не реализуется основная задача: ученик испытает чувства удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями. Поэтому учителю важно создавать атмосферу доверия в отношениях с учеником. Если мы хотим сформировать у школьников стремление к достижениям, то надо сделать так, чтобы они знали, каких результатов мы ждем от них, по каким показателям будем оценивать их работу, а также были уверены в том, что все наши действия будут объективными и справедливыми.

Взаимодействие с психологом одно из важнейших условий создания ситуации успеха. Оно реализуется через организацию педагогического совета для повышения психологической компетентности педагогов.

Создание ситуации успеха социальным педагогом в работе с ребенком из неблагополучной семьи осуществляется поэтапно:

1 этап. Проведение психолого-педагогической диагностики, ориентированной на выявление особенностей мотивации к успеху у ребенка. Внимание уделяется особенностям когнитивных и эмоционально-волевых состояний ребенка, которые влияют на его стремление к успешной самореализации в ходе деятельности.

2 этап. Оперативное использование форм, методов и приёмов работы, адекватных, выявленным в ходе предыдущего этапа когнитивным и эмоционально-волевым состоянием ребенка. Успех в ходе работы реализуется через формирование социальным педагогом конкретных ситуаций, которые являются структурными и функциональными единицами целостного педагогического процесса.

3 этап. Оценивание (экспертиза) результатов проделанной социально-педагогической работы. Сравнение результатов первого этапа работы с результатами этапа после создания ситуации успеха.

Опытная работа проводилась с учеником среднего звена из неблагополучной семьи Карпенко Дмитрием, учеником 6 А класса МБОУ СОШ № 2. Дима поступил в МБОУ СОШ № 2 в 2007 году. Семья Димы многодетная, малообеспеченная. Родители злоупотребляют алкоголем. Дома напряженная, угнетающая, тревожная обстановка. Постоянные ссоры между родителями, наблюдается физическая агрессия. Изучение личной документации подростка, а также изучение личности с помощью комплекса диагностических методик (методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы, методика исследования самооценки личности, исследование самооценки методом беседы, диагностики акцентуации характера, социометрический тест), позволило сделать выводы о том, что в бывшую школу он ходил без интереса, ему не нравилось там учиться. Это подтверждает его аттестатация по окончанию начальной школы, где преобладают удовлетворительные отметки. Низкий уровень мотивации к учебной деятельности, привел к отставанию, неуспеваемости в учебе. Все это подтолкнуло подростка на поиски иной, внешкольной среды общения, иной референтной группы сверстников, которые начали играть решающее значение в социализации Дмитрия. Он начал усваивать систему норм девиантного поведения, которые проявлялись в нарушении дисциплины в школе, конфликтах с учителями. Все привело к тому, что его поставили на внутришкольный учет.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новости образования:

Понятие дистанционной формы обучения
Дистанционное обучение (ДО) – это существующая реальность образования не только в России, но и во всем мире. В одних источниках информации читаем: «ДО» в других «Дистанционное образование». Обучение и образование – ключевые теории в дидактике. Разберемся в этих понятиях. Рассмотрим несколько поняти ...

Использование интернета в работе школьной библиотеки
Становление информационного общества заставляет сегодня библиотеку всё чаще использовать информационные технологии. И в производстве, и использовании информационной продукции библиотеки играют немаловажную роль. Главными тенденциями развития информационных технологий в библиотеках являются: · форми ...

Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития
С каждым годом растёт число детей так называемой группы риска. Л.В.Кузнецова в 2001 году приводит следующие данные: в настоящее время не менее чем у 25% детей дошкольного возраста, посещающих детские сады, отмечается повышенная нервность, 42% имеют те или иные психосоматические проблемы [35, с.120 ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru