Средства и формы музейной деятельности: эффективностьвоздействия на личность

Страница 12

Крайне важно, на мой взгляд, систематическое проведение в каждом музее занятий для учителя как по профильной дисциплине (это в современной музейной практике, можно сказать, является делом в основном решенным), так и по методике музейной работы. Но некоторый положительный опыт в этом направлении все-таки накоплен: им могут поделиться музей А. С. Пушкина в Торжке и др. Следует организовать изучение и популяризацию этого опыта. В этом одна из задач предлагаемой книги. Одновременно совершенно необходимо ввести в систему занятия по педагогике и возрастной психологии для сотрудников музеев.

Большую пользу могла бы принести организация базовых школ, где музейные специалисты совместно с коллективами преподавателей имели бы возможность апробировать многообразные формы совместной работы, экспериментальные программы и т. п., и затем рекомендовать их для широкого использования в совместной практической деятельности школам и музеям разного профиля.

Как уже подчеркивалось, нельзя оставить в стороне от всей этой работы студентов педагогических вузов и училищ. Им в недалеком будущем предстоит реализовать на практике реформу общеобразовательной и профессиональной школы, а значит, существенно улучшить обучение и воспитание детей и подростков, что невозможно без постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. Существенную помощь в этом окажет учителю, несомненно, серьезная музееведческая подготовка. В институтах и училищах целесообразно ввести преподавание основ музееведения, учредить учебную практику в музеях, более широко использовать возможности совместной работы музея и школы при написании дипломных и курсовых работ студентов, многие другие формы учебной и внеучебной деятельности. Все это, по глубокому убеждению, — верный путь формирования поколений учителей, которые не мыслят свою профессиональную деятельность без музея. Воспитание музейной культуры будущего учителя поможет решить также многие вопросы в области создания, сохранения и успешной работы многочисленных школьных музеев.

Для совершенствования системы «музей — школа» не менее важно скоординировать усилия научных учреждений, министерств культуры и просвещения: в изучении актуальных проблем взаимодействия входящих в систему воспитательных институтов. В ряду этих проблем — обеспечение последовательного проведения принципа дифференцированного подхода внешкольных учреждений, в частности музеев, к работе со школьниками.

В сферу деятельности музея должны быть непременно включены все возрастные группы ребят, начиная от дошкольников и младших школьников. Как утверждают специалисты, именно в раннем детском возрасте наиболее активно формируются потребности, общая культура человека, в том числе и музейная культура. Значит, чем раньше в сферу воспитания ребенка включится музей, тем эффективнее окажется его воздействие в будущем.

До сих пор работой с младшими школьниками и дошкольниками более или менее постоянно занимались в основном картинные галереи. В последние годы к детям этой возрастной категории проявили интерес коллективы музеев других профилей. Определенный опыт такой работы накоплен, например, Государственным Историческим музеем в Москве, Хабаровским краевым краеведческим музеем, Музеем героической обороны и освобождения Севастополя, Государственным театральным музеем имени Бахрушина и другими.

В работе с детьми младших возрастов оказываются эффективными, как показывает практика, специальные экспозиции и выставки, специальные детские музейные комнаты. Кстати, детские галереи — своеобразные музеи в музеях — уже существуют в разных странах мира. Важно, чтобы к этому делу наряду с музейными работниками были причастны педагоги, воспитатели.

Дифференцированный подход предполагает учет ситуации посещения музея: приходит ли школьник в музей один, с родителями, с товарищами, со школьной экскурсией. Для всякого такого случая важно иметь конкретные средства оптимизации процесса осмотра экспозиции, скажем, путеводители — с включением в них вопросов, заданий и т. п.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Новости образования:

Использования игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в детском возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Существенно, что из развития самой игры можно понять те "психические особенности, которые появляются и формируются у ребенка в период ...

Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе
Экспериментальная часть исследования была проведена в средней общеобразовательной школе № 9 города Елабуги в 9 " Б" классе с 15 сентября по 2 ноября. Класс насчитывает 30 человек ( см. приложение №1). Перед нами стояла цель: выявить, как введение элементов проблемного обучения на уроках л ...

Изучение отношения подростков к родине, родному краю, патриотизму
Задача воспитания гражданственности и патриотизма не теряет своей значимости на протяжении различных эпох и формаций. Многовековая история наших народов свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru