Опосредованными содержанием деятельности называют такие отношения, которые построены на базе основной деятельности. Все остальные отношения непосредственно с этой деятельностью не связаны. Они поэтому называются отношениями, не опосредованными содержанием основной деятельности.
Относительную независимость, право на раздельное существование и изучение каждый из перечисленных видов отношений имеет потому, что он может быть качественно доопределен через другие отношения, приобретая при этом свой, специфический, социально-психологический оттенок. Например, официальные отношения могут быть отношениями по вертикали и по горизонтали, деловыми и личными, рациональными и эмоциональными, опосредованными и не опосредованными содержанием деятельности. Со своей стороны, деловые межличностные связи могут выступать как официальные и неофициальные, рациональные и эмоциональные, опосредованные и неопосредованные, по вертикали и по горизонтали и так далее.
Методы, применяемые для изучения разных отношений на практике, дают, как правило, информацию, содержащую в себе одновременно сведения о нескольких подсистемах отношений. Однако, сколько бы людей ни было в общности, объединенной трудом, они никогда не смогут образовать социально-психологическое единство, именуемое коллективом, пока не станут относиться к делу и друг к другу поколлективистски, сблизив свои позиции, соотнеся их с целями общественного прогресса. Изучая разные отношения, характеризующие развитый коллектив, надо пометить, что их основой выступает совместная, общественно значимая деятельность и организованное внутри ее общение и взаимодействие участников /20/.
Тот или иной ученический коллектив создается для достижения необходимых ему целей образования и воспитания. Эти цели определяют основные виды деятельности ученических коллективов: учебно-познавательную, трудовую, игровую, спортивную, художественную и т.п. Совместная деятельность предполагает разделение обязанностей. Каждый человек в коллективе связан с другими разветвленной системой отношений, как их назвал А.С. Макаренко, отношений “ответственной зависимости”.
Как деловые, так и личные взаимоотношения качественно различаются у групп и объединений школьников: разным уровнем социально-психологического развития. Психологически развитым называется такой ученический коллектив, в котором: а) сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений, о которых говорилось выше; б) все эти отношения являются нравственными, то есть соответствуют требованиям и нормам общественной морали.
Таким образом, в обсуждении отношений, характерных для развития ученического коллектива, мы подошли к понятию коллективистских отношений.
Что же это такое - собственно коллективистские отношения? Они определяются социальными психологами через понятия ответственности, коллективизма, сплоченности, контактности, открытости, организованности и информированности.
Ответственность членов ученического коллектива - школьного класса - проявляется в том, что его участники свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают успехи и неудачи своего класса, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, обязательной для всех учеников, общественные интересы ставят выше личных, по-хозяйски относятся к общественному добру, активно участвуют в общественной жизни. Во всех этих характеристиках, включаемых в понятие ответственности, выражается общая установка членов коллектива на достижение целей его деятельности, соответствующих общественным интересам.
Новости образования:
Эстетическое восприятие детьми произведений исскуства в музеях
Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX веков. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций котор ...
Память как психический процесс, различные подходы к
изучению, характеристика, виды и ее развитие
Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. ...
Взаимосвязь музыки, слова и движения, как основа музыкального развития
детей
Понимание, логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Логоритмика - это система движений в сочетании с музыкой и словом. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку. С п ...