Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 7

Опосредованными содержанием деятельности называют такие отношения, которые построены на базе основной деятельности. Все остальные отношения непосредственно с этой деятельностью не связаны. Они поэтому называются отношениями, не опосредованными содержанием основной деятельности.

Относительную независимость, право на раздельное существование и изучение каждый из перечисленных видов отношений имеет потому, что он может быть качественно доопределен через другие отношения, приобретая при этом свой, специфический, социально-психологический оттенок. Например, официальные отношения могут быть отношениями по вертикали и по горизонтали, деловыми и личными, рациональными и эмоциональными, опосредованными и не опосредованными содержанием деятельности. Со своей стороны, деловые межличностные связи могут выступать как официальные и неофициальные, рациональные и эмоциональные, опосредованные и неопосредованные, по вертикали и по горизонтали и так далее.

Методы, применяемые для изучения разных отношений на практике, дают, как правило, информацию, содержащую в себе одновременно сведения о нескольких подсистемах отношений. Однако, сколько бы людей ни было в общности, объединенной трудом, они никогда не смогут образовать социально-психологическое единство, именуемое коллективом, пока не станут относиться к делу и друг к другу поколлективистски, сблизив свои позиции, соотнеся их с целями общественного прогресса. Изучая разные отношения, характеризующие развитый коллектив, надо пометить, что их основой выступает совместная, общественно значимая деятельность и организованное внутри ее общение и взаимодействие участников /20/.

Тот или иной ученический коллектив создается для достижения необходимых ему целей образования и воспитания. Эти цели определяют основные виды деятельности ученических коллективов: учебно-познавательную, трудовую, игровую, спортивную, художественную и т.п. Совместная деятельность предполагает разделение обязанностей. Каждый человек в коллективе связан с другими разветвленной системой отношений, как их назвал А.С. Макаренко, отношений “ответственной зависимости”.

Как деловые, так и личные взаимоотношения качественно различаются у групп и объединений школьников: разным уровнем социально-психологического развития. Психологически развитым называется такой ученический коллектив, в котором: а) сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений, о которых говорилось выше; б) все эти отношения являются нравственными, то есть соответствуют требованиям и нормам общественной морали.

Таким образом, в обсуждении отношений, характерных для развития ученического коллектива, мы подошли к понятию коллективистских отношений.

Что же это такое - собственно коллективистские отношения? Они определяются социальными психологами через понятия ответственности, коллективизма, сплоченности, контактности, открытости, организованности и информированности.

Ответственность членов ученического коллектива - школьного класса - проявляется в том, что его участники свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают успехи и неудачи своего класса, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, обязательной для всех учеников, общественные интересы ставят выше личных, по-хозяйски относятся к общественному добру, активно участвуют в общественной жизни. Во всех этих характеристиках, включаемых в понятие ответственности, выражается общая установка членов коллектива на достижение целей его деятельности, соответствующих общественным интересам.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Новости образования:

Современные подходы социально-педагогической работы с трудными подростками
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Будущий социальный педагог оказывается перед проблемой; как, каким путем помочь подростку стать личностью, каким образом предупредить о ...

Аксиологический подход к исследованию проблем становления и развития образовательного идеала
Идеал (греч. idea - образец, норма) - идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. Впервые в теорию это понятие ввел Кант. По Канту, идеал не может быть сформирован вне целеполагания, он возможен лишь применит ...

Понятие общения, его уровни и виды
Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; устано ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru