Особенности процесса формирования культуры межнационального общения

Педагогические практики » Процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников » Особенности процесса формирования культуры межнационального общения

Страница 7

Таблица № 8 наглядно отображает количественные изменения, которые произвел четвертый этап экспериментальной работы, а именно: на 2,8% учащихся стало меньше на низком уровне культуры межнационального общения и на 2,1% - на среднем. Большие перемены наблюдаются на высоком уровне -4,9% учащихся повысили свою культуру межнационального общения.

Итогом четвертого этапа экспериментальной работы по формированию у школьников исследуемого качества явились следующие изменения:

- подростки стали терпеливее и критичней в поисках истины не только в вопросах межнациональных отношений, но и в решении межличностных проблем, не связанных с национальной сферой;

- приобрели уверенность в выборе форм преодоления конфликтных ситуаций;

- стали размышлять над тем, как они могут повлиять на преобразования в восприятии друг друга людей разных национальностей.

Это позволяет заключить, что цель и задачи четвертого этапа эксперимента в основном достигнуты. Изменения произошли благодаря реализации системы средств данного этапа, в которой в качестве ведущего выступает анализ конкретных ситуаций, событий и явлений, ориентированный на совершенствование умения анализировать и принимать адекватные решения. Основным условием успешного использования этого средства является тактичный контроль учителя за ходом занятий и стимулирование учащихся на активное участие в них.

Проведенный эксперимент послужил приобретению подростками знаний об истории развития России как многонационального государства, о причинах различий национальных культур, правах человека и народов, норм и правил поведения при взаимодействии людей разных национальностей; формированию потребности в реализации этих знаний в ходе межличностного взаимодействия с инонациональными представителями и уважения ко всем народам.

Школьники научились абстрагироваться от национального фактора в межличностном общении и в то же время непредвзято оценивать позиции других людей с четом их национально-психологических особенностей. Они приобрели опыт в выборе оптимальных способов преодоления конфликтных ситуаций с представителями других национальностей и способность противостоять национальной ограниченности и национальному недоверию.

Проследим динамику формирования культуры межнационального общения в экспериментальных группах, которые отражены в таблице № 9. Так как в течение учебного года число учащихся изменялось, то в таблице можно обнаружить количественное несоответствие в экспериментальной группе на начало и конец эксперимента.

Таблица № 9

Количественная характеристика состояния сформированное™ культуры межнационального общения у школьников экспериментальных и контрольных групп до и после эксперимента

Уровень

Распределение школьников по уровням сформированности в контрольных группах

Распределение школьников по уровням сформированности в экспериментальных группах

на начало эксперимента

на конец эксперимента

на начало эксперимента

на конец эксперимента

Негативный

5,1% (9 чел.)

5,6% (10 чел.)

3,9% (5 чел.)

0

Низкий

59,0% (106 чел.)

48,9% (88 чел.)

58,4% (78 чел.)

28.0% (40 чел.)

Средний

28,7% (52 чел.)

36,1% (65 чел.)

31, 7% (43 чел.)

41,2% (59 чел.)

Высокий

7,2% (13 чел.)

9,4% (17 чел.)

6,0% (8 чел.)

30,8% (44 чел.)

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Гигиенические правила письма и их нарушение
Возникающие трудности при овладении техникой письма имеют разные причины: и физиологические, и медицинские, и педагогические. Письмо для поступающих в школу детей - очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. Уже давно известно, что при поступлении в школу резко меняется о ...

Речевые упражнения в развитии диалогической речи учащихся среднего звена на уроках английского языка среднеобразовательной школы
Опыт школы показывает, что только путем заучивания речевых образцов и готовых диалогов нельзя овладеть диалогической речью именно потому, что она ситуативна. Поэтому необходимо учить учащихся переносу усвоенного материала и его употреблению в другой ситуации. Это можно сделать при помощи речевых уп ...

Особенности культуры педагогической деятельности
Культура человека, особенно взрослого, многоаспектна, и единое, общепризнанное понятие "культура" ¹ отсутствует. Мы под культурой понимаем "определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемы ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru