Экспериментальное исследование: процедура, результаты и их обсуждение

Страница 11

Примечание к таблице 2: э – экспериментальная группа; к – контрольная группа; n – объем выборки; М – среднее арифметическое значение выборки; Т – большая из двух ранговых сумм; U – критерий Манна-Уитни; Р – вероятность ошибки. Различия между выборками являются значимыми при р < 0,05.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет утверждать о стимулирующем воздействии образовательной среды ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602 на развитие психических процессов детей дошкольного возраста тесно связанных с центральными линиями психического развития дошкольников и, прежде всего, с развитием наглядно-образного мышления, образной памяти и восприятия.

Экспериментальное подтверждение о наличии интеграции мотивационного, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в развитии дошкольников в учебно-воспитательном процессе было получено при изучении взаимосвязи интегральных показателей психического развития дошкольников. Отправной точкой исследования было понимание того, что в реальности ни один из психических процессов не функционирует независимо от других. Развитие происходит не путем частных изменений, а, прежде всего, вследствие изменения механизма взаимодействия этих процессов. Поведение ребенка следует рассматривать как интегрированный феномен, в который каждый психический процесс вносят свой вклад.

Для изучения корреляционной связи интегральных показателей психического развития детей был использован метод ранговой корреляции Спирмена. Интегральные показатели психического развития вычислялись по результатам детей, показанным при выполнении тестов по мотивационному, когнитивному, эмоциональному, поведенческому направлениям и, в частности, на образно-логическое, наглядно-действенное, креативное мышление, образную память, восприятие. Эти показатели были выбраны не случайно. Развитие этих психических процессов в дошкольном возрасте сходно по своему характеру и находится в тесной взаимосвязи. Полученные в ходе исследования результаты были проранжированы. В соответствии с правилами ранжирования 1 ранг начислялся наименьшему значению, лучшему показателю присваивался наибольший ранг. При построении векторных оценок были учтены требования математической строгости применения комплексных оценок, которые предполагают: произведение операции комплексной оценки с однородными величинами и в шкалах отношений или интервалов.

Таблица 11 Ранговая корреляционная связь интегральных показателей психического развития детей 5–6 лет по результатам диагностики первого этапа исследования

Группа

N

Возраст

5 лет

6 лет

r Cпирмена

Р

r Спирмена

Р

Э

12

0,476

р<0,01

0,507

р<0,05

К

12

0,284

р<0,10

0,352

р<0,05

Таблица 12. Ранговая корреляционная связь интегральных показателей психического и двигательного развития детей 5–6 лет по результатам диагностики второго этапа исследования

Группа

N

Возраст

5 лет

6 лет

r Спирмена

Р

r Cпирмена

Р

Э

12

0,411

р<0,05

0,550

р<0,05

К

12

0,330

р<0,10

0,363

р<0,05

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Новости образования:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию импрессивной речи у детей с тяжёлой и умеренной степенью умственной отсталости
Экспериментальное обучение проводилось в Шумковском детском доме - интернате Березовского района г. Красноярска. В нем участвовало 10 детей с умеренной и тяжелой степень умственной отсталости. Логопедическое воздействие проводилось на специальных занятиях по формированию импрессивной речи у детей с ...

Роль воспитания в системе формирования личности школьника
Современное состояние Российского образования требует досконального рассмотрения вопросов о сущности, цели, задачах, содержании и формах образовательно-воспитательной деятельности общества. Социум изначально ставил и ставит задачу предоставления молодому члену общества на самом раннем этапе развити ...

Особенности подросткового возраста
Поиск условий, средств, форм воспитания толерантного сознания и организации толерантных отношений не может осуществляться без учета особенностей самого воспитываемого субъекта. Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же вре ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru