О развивающем характере направленности процесса обучения дошкольников в образовательной среде ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602 нашло подтверждение при изучении психического развития детей. Статистически значимые различия показателей психического развития детей экспериментальных и контрольных групп были зафиксированные по всем тестам на промежуточном и заключительном этапах эксперимента (табл. 9).
В выполнении тестов по мотивационному, когнитивному, эмоциональному и поведенческому компонентам (на внимание, память, восприятие, мышление), более успешными были дошкольники, занимавшиеся по экспериментальной модели.
Результаты диагностики ребенка оценивались по следующим критериям: Если ребенок демонстрирует полное соблюдение критерия, то ему выставляется 3 балла; если частично – от 1 до 2 баллов; если полностью отсутствует – то 0 баллов
Результаты диагностики оформляются в таблице, где непосредственно отражены все выделенные критерии.
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Критерии |
Кол-во баллов/ уровень | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
1 |
Иванова Ксения |
10 |
8 |
11 |
10 |
9 |
средний |
2 |
Ельцов Денис |
12 |
12 |
11 |
14 |
12 |
высокий |
3 |
Караваев Вадим |
11 |
10 |
10 |
9 |
10 |
средний |
Обработка результатов: 15- 12 баллов – Высокий уровень;
11- 6 баллов – Средний уровень;
5-0 баллов – Низкий уровень
Анализ таблиц показал, что приросты результатов психического развития детей экспериментальной группы на втором этапе эксперимента были значительно выше, чем на первом. Это означает, что процесс воспитания, осуществляемый по экспериментальной программе, стимулировал развитие психических процессов, находящихся в стадии созревания.
Таблица 9 Средние арифметические значения и оценка различий показателей психического развития детей 2003-2004 г.г. года рождения экспериментальной и контрольной групп по критерию U Манна-Уитни по результатам диагностики первого этапа исследования
Тесты |
гр. |
n |
Контрольные измерения | |||||||
осень 2009 г. |
весна 2010 г. | |||||||||
M |
Т |
U |
Р |
M |
Т |
U |
Р | |||
Мотивационные тесты для детей, баллы |
э |
12 |
3,128 |
3806 |
1211 |
р<0,01 |
3,632 |
3875 |
1142 |
р<0,01 |
к |
12 |
2,000 |
2,628 | |||||||
Когнитивные тесты для детей, баллы |
э |
12 |
6,282 |
3827 |
1190 |
р<0,01 |
6,923 |
3911 |
1098 |
р<0,01 |
к |
12 |
4,784 |
5,730 | |||||||
Эмоциональные тесты для детей, баллы |
э |
12 |
0,654 |
3899 |
1118 |
р<0,01 |
1,244 |
3912 |
1105 |
р<0,01 |
к |
12 |
0,243 |
0,527 | |||||||
Поведенческие тесты для детей, баллы |
э |
12 |
7,000 |
3708 |
1309 |
р<0,05 |
8,615 |
3828 |
1189 |
р<0,01 |
к |
12 |
5,622 |
7,297 | |||||||
Мотивационные тесты для воспитателей, баллы |
э |
12 |
2,192 |
3684 |
1333 |
р<0,05 |
3,423 |
3706 |
1311 |
р<0,05 |
к |
12 |
0,608 |
1,581 | |||||||
Когнитивные тесты для воспитателей, баллы |
э |
12 |
5,692 |
3709 |
1308 |
р<0,01 |
6,782 |
3854 |
1163 |
р<0,01 |
к |
12 |
1,676 |
4,986 | |||||||
Эмоциональные тесты для воспитателей, баллы |
э |
12 |
6,538 |
3825 |
1192 |
р<0,01 |
9,346 |
3854 |
1163 |
р<0,01 |
к |
12 |
4,162 |
6,595 | |||||||
Поведенческие тесты для воспитателей, баллы |
э |
12 |
8,667 |
3907 |
1110 |
р<0,01 |
9,692 |
3834 |
1183 |
р<0,01 |
к |
12 |
7,635 |
8,797 | |||||||
к |
12 |
3,973 |
5,270 | |||||||
Краткий тест креативного творчества (беглость), баллы |
э |
12 |
7,470 |
3666 |
1351 |
р<0,05 |
9,33 |
3927 |
1090 |
р<0,01 |
к |
12 |
5,410 |
6,55 | |||||||
Краткий тест креативного творчества (гибкость), баллы |
э |
12 |
6,26 |
3736 |
1281 |
р<0,05 |
8,21 |
3805 |
1212 |
р<0,01 |
к |
12 |
3,94 |
4,66 | |||||||
Краткий тест креативного творчества (оригинальность), баллы |
э |
12 |
37,78 |
3708 |
1309 |
р<0,05 |
44,52 |
3821 |
1196 |
р<0,01 |
к |
12 |
25,94 |
32,00 | |||||||
Краткий тест креативного творчества (разработанность),баллы |
э |
12 |
21,16 |
3721 |
1296 |
р<0,05 |
37,56 15,76 |
3851 |
1166 |
р<0,01 |
к |
12 |
3,973 |
Новости образования:
Урок – лекция, интегрированный урок, урок - дидактическая игра
1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися самостоятельно. 2. Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, гр ...
Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента
Воображение играет большую роль в развитии творческой личности. Необходимо как можно больше включать в практику учащихся виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Так, например, на одном из занятий было организовано издание журнала «Небылицы в лицах». Мероприятие проводил ...
Виды текстовой информации
В процессе чтения как «выявления смыслов» возникают объективные трудности, которые порождены спецификой самого текста и тем, каким типом понимания обладает читатель. В тексте, по словам И.Р. Гальперина, содержится три вида информации: · содержательно-фактульная – сообщения о фактах, событиях, гипот ...