Экспериментальное исследование: процедура, результаты и их обсуждение

Страница 12

Примечание к таблицам 3 и 4:

1. При коэффициенте корреляции r > 0,70 наблюдается тесная, или сильная взаимосвязь двух показателей; при 0,50 < r < 0,69 – средняя; при 0,30 < r < 0,49 – умеренная; при 0,20 < r < 0,29 – слабая; при r < 0,19 – очень слабая взаимосвязь.

2. При r соответствующей уровню статистической значимости p < 0,01 наблюдается высокая значимая корреляция; при p < 0,05 – значимая корреляция; при p < 0,10 – тенденция достоверной связи; при p > 0,10, то есть не достигшим уровня статистической значимости, – незначимая корреляция.

На первом этапе исследования была выявлена умеренная статистически значимая положительная корреляционная связь интегральных показателей психического развития детей 5 и 6 лет контрольной и экспериментальной групп.

На втором этапе исследования в экспериментальной группе значения корреляционной связи интегральных показателей стали выше. У детей 5 лет наблюдалась умеренная теснота корреляционной связи. У старших дошкольников в 6 лет сила связи достигла среднего статистически значимого уровня. На втором этапе исследования, у дошкольников экспериментальной группы наблюдалась средняя положительная корреляция интегральных показателей психического развития (табл. 12).

У детей контрольной группы значительных изменений в ходе исследования (эксперимента) не произошло. У пятилетних дошкольников наблюдалась умеренная статистически значимая положительная теснота связи. У детей старшего дошкольного возраста и на первом этапе эксперимента и на втором этапе теснота связи не выходила за пределы умеренной положительной зависимости (табл.11 и 12).

Наличие положительной корреляционной статистически значимой взаимосвязи интегральных показателей психического развития в исследуемых группах объясняется основным принципом функциональной организации мозга человека, которая заключается в том, что все виды деятельности человека регулируются сложной функциональной системой, включающей совместную работу многих зон головного мозга, каждая из которых вносит свой вклад.

Более тесная положительная корреляционная связь изучаемых показателей, наблюдаемая в экспериментальной группе, доказывает, что построение обучения дошкольников в специально организованной среде, с благоприятными педагогическими условиями и средствами (экспериментальной программой и психолого-педагогической технологией) на уровне предметного и символического действия стимулировало интеграцию мотивов, эмоций, умственной и двигательной активности дошкольников.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что проблема развития дошкольников решается не в результате прямого взаимодействия с внешним физическим окружением, а опосредованы социальной и культурной средой. Можно выделить условно два плана развития ребенка: сенсорное (чувственное) направление и мыслительные, речевые, двигательные акты по представлению. Степень осознания их индивидом, а, следовательно, и произвольности управления различна.

Сенсорное (чувственное) направление в развитии ребенка определяется наличной ситуацией и имеет характер приспособительного акта. Оно как бы слито с внешней физической средой и, как правило, не осознается человеком. Обучение, осуществляемое по представлению, является проявлением познавательной, творческой, двигательной активности ребенка и осознается им. Оно представляется ему как его личное действие по отношению к находящемуся во вне миру. Это поведение как результат воздействия организованной социокультурной и образовательной среды дошкольного учреждения, выполняемое по подражанию, по образцу, по словесному описанию и присваивается субъектом как культурный эталон.

Анализ результатов эксперимента подтвердил основную гипотезу исследования. Предположение о том, что развитие детей дошкольного возраста будет более успешным при организации развивающей среды. Основными составляющими среды дошкольного учреждения являются педагогические условия и средства обучения.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Новости образования:

Диагностика проявления упрямства в ДОУ и в семье
Изучение методологических и теоретических аспектов исследуемой проблемы позволяет определить наилучшие способы и средства воспитания упрямых детей. Первичная диагностика упрямства проводилась в дошкольном образовательном учреждении № 62 города Стерлитамака во второй младшей группе «Капель» и старше ...

Элективные курсы и курсы по выбору в профильном обучении и их методическое обеспечение
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы [21]. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников. В соответствии с одобренной Министерством образования России «Концепц ...

Типы решения творческих задач
0 I II III IV Контрольная группа 1 - + - - - 2 - - + - - 3 - - + - - 4 - - + - - 5 - + - - - 6 - + - - - 7 - - + - - 8 - + - - - 9 - - + - - 10 - - - + - Итого (%) 0 % 40 % 50 % 10 % 0 % Экспериментальная группа 1 - + - - - 2 - + - - - 3 - - + - - 4 - - + - - 5 - - + - - 6 - - + - - 7 - + - ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru