3. Известно, что осознанные знания могут быть получены только в процессе активной и творческой деятельности самостоятельно или под руководством учителя. При изучении осевой симметрии имеются большие возможности привлечь учащихся к формированию самого понятия. Действительно, учащиеся неоднократно наблюдали в жизни примеры симметричных фигур, многие из таких предметов они рисовали или изготовляли на уроках в начальной школе и в V классе: вырезали симметричные фигуры из бумаги, рисовали симметричные орнаменты, листья и цветы, изготовляли симметричные предметы из дерева и металла, применяя симметричные инструменты.
Анализируя эти знакомые учащимся примеры, особенно примеры предметов, которые были объектом или орудием трудa учащихся в школьных мастерских, на уроках домоводства или общественно полезного труда, мы постепенно формируем представление о симметричных фигурах.
Часть работ (изготовление мотыги, планки для граблей и т. п.), требующих построения точек, симметричных относительно определенной оси, учащиеся изготавливают до изучения соответствующего материала в курсе геометрии. поэтому при объяснении осевой симметрии, чтобы подчеркнуть значение этого понятия, в качестве симметричных фигур использовали пособия, изготовленные учащимися этого же класса в школьных мастерских, причем выбирали всегда два однотипных пособия 9молотки, стамески), одно из которых сделано аккуратно, точно по чертежу, а второе такое, у которого все размеры выдержаны, но нарушена симметричность. Совместными усилиями учащиеся выяснили, почему второе пособие получилось плохим, и как нужно было правильно сделать разметку.
4. В школьном курсе геометрии выражение «симметрия» имеет двоякий смысл: оно обозначает и вид движения (преобразование) и свойство плоской фигуры, обладающей симметрией, которая при соответствующем движении переходит сама в себя. Это различие мы должны учитывать, ибо в преподавании приходится иметь дело с каждым из этих истолкований симметрии. И одна из задач учителя – добиться того, чтобы учащиеся восприняли симметрию как один из способов преобразования одной фигуры в другую, а не как свойство неподвижной фигуры.
Поэтому после введения определения симметричных относительно оси точек, внимание учащихся переключаем на практику построения взаимно симметричных относительно оси фигур, для чего решаем задачи вида:
1) Построить точку, симметричную данной точке относительно данной прямой.
2) Построить отрезок (прямую), симметричный данному отрезку (прямой) относительно данной прямой.
3) Построить треугольник, симметричный данному треугольнику относительно данной прямой.
4) Построить окружность, симметричную данной окружности относительно данной прямой.
5) Построить треугольник, симметричный данному прямоугольному треугольнику относительно а) его катета; б) его гипотенузы.
При решении этих задач одновременно устанавливаем и равенство взаимно симметричных отрезков, углов и других фигур, иллюстрируя наши утверждения перегибанием чертежа по оси симметрии, что помогает найти и сделать понятным способ решения задачи. Например, при решении задач вида: «Даны две прямые. Найти на них точки, симметричные относительно третьей прямой» очень удобно нанести все три прямые на кальку и перегнуть чертеж по третьей прямой. Тогда решение задачи становится очевидным и понятным для всех учащихся. Таким же образом решаем задачи: а) Даны прямая и треугольник. Найти на одной прямой и на контуре треугольника точки, симметричные друг другу относительно другой прямой, б) Даны окружность и треугольник. Найти на окружности и на контуре треугольника точки, симметричные друг другу относительно данной прямой.
Чтобы показать учащимся важность и необходимость умений и навыков в построении симметричных относительно оси точек, кроме разбора известных уже им примеров, полезно выполнить разметку какого-нибудь изделия, которое нужно будет изготовлять в ближайшее гремя.
5. Обучение должно вестись так, чтобы учащиеся усвоили знания не как изолированные, оторванные от других, а как подготовленные предшествующими знаниями, и которые естественно включаются в последующие. Поэтому в дальнейшем, где только возможно, следует использовать понятие и свойства осевой симметрии и правила построения симметричных фигур при изучении новых геометрических образов и при решении доступных учащимся задач на построение.
Новости образования:
Система заданий по теме «Моделирование и формализация»
Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, все выше перечисленные требования к заданиям и формы организации учебной деятельности, мы предлагаем следующую систему заданий по теме «Моделирование и формализация». Данную систему заданий целесообразно использовать для преподавания лини ...
Опыт организации образовательной
среды в ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602
ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602 расположен внутри жилого комплекса и находится в благоприятном социально – культурном окружении. В квартале расположены: средняя общеобразовательная школа №1116, имеются социальные учреждения (магазины, аптека). Основным предметом деятельности ДОУ являет ...
Программа, техника тренировки мнемических
способностей в учебной деятельности
Проанализировав литературу и некоторые методики («Развитие памяти. Система приемов» Ю.К. Пугач), мы предлагаем примерную программу для развития мнемических способностей у школьников. Составляя эту программу, мы ориентировались на то, что данные приемы смогут помочь учащимся легко усваивать большое ...