Туристско-краеведческую деятельность можно отнести к традиционным методам воспитания, обучения и оздоровления школьников. Школьный туризм и краеведение имеют комплексный, интегрированный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала, уровня знаний и умений, удовлетворение потребностей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой.
То место, где человек родился, где жили его предки, принято называть малой Родиной. Малая Родина неповторима, в ней все связано с первыми жизненными шагами, с первыми открытиями, радостями и первыми трудностями. В ней всё родное и очень близкое. Дорогие сердцу черты малой родины человек хранит в памяти всегда. Здесь есть священные места, напоминающие о предках. Конечно, современная деревня очень сильно отличается от того, какой она была много лет назад. Но в ней продолжают жить истоки, которые укрепляют преемственность поколений, помогают нам, ныне живущим, глубоко почувствовать свою укоренённость на земле предков.
Цель экскурсии:
Разработка туристического маршрута и знакомство с историей возникновения названий заброшенных и ныне существующих деревень.
Задачи исследования:
1. Приобрести и развивать навыки краеведческо-исследовательской работы
2. Изучить историю возникновения названий встречающихся на пути исследования
3. Получить знания о природных ландшафтах родного края
4. Овладеть основными туристическими навыками
5. Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края, пропагандировать здоровый образ жизни
Объект экскурсии: история родного края.
Предмет экскурсии: заброшенные деревни Урала.
По составу участников: для учащихся 10-11 классов.
По способу организации: пешеходная.
По содержанию: тематическая (историко-этнографическая).
Используемые виды работ:
· Работа с теоретическим материалом (архивные данные, материалы школьного музея)
· Опрос местного населения, фотосъёмки (Приложение 5).
Но есть принципы организации, которые роднят школьный музей с государственными музеями. В частности, в процессе создания школьного краеведческого музея следует различать основной и впомогательные фонды музея. Оформление собранных материалов и их хранение также должны соответствовать общим правилам учета и хранения музейных фондов. Каждый экспонат основного фонда регистрируется в инвентарной книге. Созданию экспозиции школьного краеведческого музея предшествует постепенное, систематическое накопление материала, который собирается в ходе полевых исследований в экспедициях, на экскурсиях, в походах, работа в с архивами. Не все результаты краеведческой работы могут получить отражение в музее. Школьная краеведческая работа не исчерпывается организацией краеведческого музея; и деятельность этого музея не включается целиком в рамки внутренней жизни школы.
Генеалогия, или родословие, изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей. Через изучение генеалогии можно лучше узнать историю Отечества и других стран. Работа со школьниками по составлению генеалогии очень увлекательный процесс. Результатами этой деятельности стали работы детей, которые получили грант на областном уровне (Приложение 6 ).
Итак, школьное краеведение осуществляется посредством разных организационных форм. Важнейшими условиями успешной краеведческой работы являются: во-первых, глубокое знание учителем, руководителем краеведческого кружка истории своего края, владение методикой его изучения; во-вторых, систематическое использование местного материала на уроках истории и постоянная внеклассная и внешкольная работа; в-третьих, глубокая научная основа.
Новости образования:
Рекомендации для родителей
Баловать или наказывать? С этой проблемой рано или поздно сталкиваются все родители, и неправильное ее решение может привести к очень серьезным последствиям – как для них самих, так для самих, так и для ребенка. Маленький человек еще не имеет жизненного опыта, позволяющего взрослым действовать имен ...
Принцип народности как ценностный ориентир в поисках идеала национальной
образовательной системы
Наиболее цельную и последовательную разработку и воплощение в российской общественно-педагогической мысли содержание национального образовательного идеала получает с середины XIX века. Политика правительства в отношении государственной образовательной системы, не смотря на значительные демократичес ...
Формы внеурочных занятий
Широкие возможности внеурочных занятий в развитии, обучении и воспитании школьников качественно реализуются лишь при системной организации данных занятий. Основные компоненты системы внеурочных занятий позволяют выделить множество форм этих занятий, классифицированных по признакам: ¾ по хара ...