Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 12

В номинальной группе каждый сам по себе. Актив у нее случайный и малочисленный, существует формально. В сочинениях учащихся старших классов, представляющих собой номинальные группы, говорится, что “среди одноклассников нет искренности”, что “здесь не привыкли говорить друг другу правду в глаза”.

2-й этап. Группа-ассоциация. Эта группа имеет общую цель, официальную структуру, но не действует как единое целое. В ней еще нет организационного единства, психологической коммуникативности. Переход группы на этот этап развития происходит после знакомства учащихся друг с другом и связан с выработкой более менее устойчивых взаимных оценок, стабилизацией взаимоотношений, появлением признанных лидеров и стабильного актива, упрочением их позиций.

Группа может пройти этот этап развития за короткий период времени, а может и задержаться на нем. В первом случае будет происходить быстрое сплочение членов группы, формирование и накопление опыта совместной деятельности, выработка форм и норм взаимодействия. Во втором случае эти процессы замедляются и может даже наступить на некоторое время застой.

Деятельность группы-ассоциации нестабильна по целям и эффективности. Выполняются только те дела, которые интересуют всех, не требуют от участников особых усилий, длительного взаимодействия или напряжения. В остальных случаях в делах участвуют лишь активисты, а другие занимаются в основном личными проблемами. В группе-ассоциации четко выделяются несколько группировок школьников, имеющих разные, несовместимые цели, а иногда конфликтующих между собой. Общие интересы здесь или отсутствуют, или недостаточно осознаны.

В своих сочинениях старшеклассники, чьи классы находились на этом уровне развития, указывали; “При встрече мы только здороваемся, и нам даже не о чем поговорить”; “В нашем классе нет ребят, которых можно назвать друзьями”; “Мы все только школьные товарищи”.

Успехи и неудачи в группе-ассоциации переживаются всеми по-разному (“Успехам, конечно, рады всё, а вот неудачи. ”; “Кого-то они задевают очень сильно, а кому-то до них и дела нет”; “Общие неудачи всем бросаются в глаза, а вот если что-то случилось с кем-то одним, то это вряд ли заметят в классе”; “Подойдут и спросят для приличиям: “Что с тобой? ” - и всё”).

3-й этап. Группа-кооперация. Такая группа отличается установившейся структурой, высоким уровнем подготовленности к решению необходимых задач, сотрудничеством. О таких классах учителя в школах говорят, что они сильные, но не работают в полную силу. В группе-кооперации инициативный, признанный и авторитетный актив, способный напряженно работать и вести за собой всю группу. Однако здесь есть, причем отчетливо выраженный, “пассив”.

Жизнь таких групп разнообразна, они активно включаются в дела школы, лагеря и т.п., способны достигать высоких результатов в совместной деятельности. Однако их работа в целом отличается неритмичностью и повышенным эмоциональным напряжением, что видно из сочинений: “Если дело по душе всем, то все берутся за него с радостью, а если оно не нравится, то его выполнение идет медленно, в нем принимает участие меньшая часть класса”; “За все дела принимаемся охотно, масса предложений, но быстро остываем”; “К сожалению, после яркой вспышки мы затухаем”.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Новости образования:

Значение темы "Моделирование и формализация" в курсе информатики в школе
Современный этап развития образования, в частности общего среднего образования, характеризуется повышенным вниманием к понятию модели и методологии моделирования применительно к различным областям знания. Примером этому может служить включение понятия «модель» в содержание образовательных областей ...

Анализ учебников географии
Учебник относится к вербально-информационным средствам обучения. Он не только обеспечивает усвоение знаний, но и организует самостоятельную учебную деятельность школьников. Учебники нового поколения формируют географическую культуру учащихся, которая включает географические знания и умения, географ ...

Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru