Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 13

Межличностные отношения и внутригрупповое общение в группе-кооперации носят в основном деловой характер.

Они подчинены решению конкретных задач. В сочинениях-характеристиках таких групп довольно часто отмечается, что “в классе постоянно формируются отдельные группы, которые держатся изолированно друг от друга, но когда проходит какое-то общее дело, то ребята объединяются”.

Этап группы-кооперации занимает важное место в процессе образования коллектива. Единство целей и организованное взаимодействие при выполнении различных дел ускоряет развитие интеллектуального, эмоционального и волевого единства в группе. Так создаются условия для перехода группы на следующий уровень развития.

4-й этап. Группа-автономия. На этом этапе группу отличает достаточно высокий уровень развития по многим параметрам, особенно по психологическому единству. Такой группе свойственны внутренняя сплоченность, спаянность, отсутствие группировок по симпатиям и антипатиям, деления группы на объединения мальчиков и девочек.

В психологических характеристиках школьников из таких групп обычно подчеркивается: “В нашем классе нет группировок”; “Ни у кого нет неприязни друг к другу, все мы уважаем друг друга”.

Группы-автономии отличаются большой социальной активностью и инициативой. Такой класс “не ждет, когда ему дадут задание, а сам ищет дело”; “за любое дело берется дружно, и оно всегда получается”; “ребята справляются со своими поручениями добросовестно”.

Подавляющее число старшеклассников из групп этого, уровня развития отмечают: “В своем классе я чувствую себя свободно, так как мы доверяем друг другу, делимся мыслями и впечатлениями”; “Ни один из нас ни за что не согласился бы променять свой класс на другой”.

Многие ребята таких классов собираются вместе и в каникулы, занимаются сообща теми делами, которые их интересуют.

Распространенное предложение, встречающееся в сочинениях, описывающих классы этого уровня развития: “По-моему, наш класс лучший в школе”. Школьники в группах-автономиях часто обращают внимание на успехи своего класса, сравнивают его с другими, подчеркивая преимущества своего коллектива.

Особенно важным в характеристике психологии групп, находящихся на этом этапе развития, является сложившееся представление о достоинстве, чести класса, чести отряда, чести какой-то школьной организации: “Самая примечательная черта всех наших ребят - это то, что мы все дорожим честью класса”. “Если в школе намечается какое-то мероприятие, то наш класс активно включается в дело, и ребята сделают все возможное, чтобы выглядеть лучше других”.

Чрезмерная автономизация, однако, может увести учащихся в сторону от пути к коллективу, превратить группу в корпорацию, то есть выше всего для них станут узкогрупповые интересы. Это произойдет в том случае, если группа оторвется от других групп в организации, с которыми она объединена общей целью и должна сотрудничать, если начнет противопоставлять себя им и осуществлять свой цели любой ценой. В этом случае может проявиться дух “группового эгоизма”, “группового индивидуализма”, и группа превратится в лжеколлектив-корпорацию.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Новости образования:

Умения и навыки, приобретаемые учащимися в процессе изучения темы
Умения и навыки распознавания веществ: уметь отличить аммиак, нашатырный спирт от других веществ, распознать соли аммония, оксида азота ( IV ), концентрированную и разбавленную азотную кислоту, соли азотной кислоты. Лабораторные умения и навыки: наливать растворы из склянки в пробирку, брать сухие ...

Дополнительные формы организации педагогического процесса
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствован ...

Факторы влияния, основные стратегии, результаты информатизации российского образования
Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХI века. Формирование единой информационной образовательной среды предъявляет повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации педагогических, научных и руководящих кадров общего и профессиона ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru