Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 13

Межличностные отношения и внутригрупповое общение в группе-кооперации носят в основном деловой характер.

Они подчинены решению конкретных задач. В сочинениях-характеристиках таких групп довольно часто отмечается, что “в классе постоянно формируются отдельные группы, которые держатся изолированно друг от друга, но когда проходит какое-то общее дело, то ребята объединяются”.

Этап группы-кооперации занимает важное место в процессе образования коллектива. Единство целей и организованное взаимодействие при выполнении различных дел ускоряет развитие интеллектуального, эмоционального и волевого единства в группе. Так создаются условия для перехода группы на следующий уровень развития.

4-й этап. Группа-автономия. На этом этапе группу отличает достаточно высокий уровень развития по многим параметрам, особенно по психологическому единству. Такой группе свойственны внутренняя сплоченность, спаянность, отсутствие группировок по симпатиям и антипатиям, деления группы на объединения мальчиков и девочек.

В психологических характеристиках школьников из таких групп обычно подчеркивается: “В нашем классе нет группировок”; “Ни у кого нет неприязни друг к другу, все мы уважаем друг друга”.

Группы-автономии отличаются большой социальной активностью и инициативой. Такой класс “не ждет, когда ему дадут задание, а сам ищет дело”; “за любое дело берется дружно, и оно всегда получается”; “ребята справляются со своими поручениями добросовестно”.

Подавляющее число старшеклассников из групп этого, уровня развития отмечают: “В своем классе я чувствую себя свободно, так как мы доверяем друг другу, делимся мыслями и впечатлениями”; “Ни один из нас ни за что не согласился бы променять свой класс на другой”.

Многие ребята таких классов собираются вместе и в каникулы, занимаются сообща теми делами, которые их интересуют.

Распространенное предложение, встречающееся в сочинениях, описывающих классы этого уровня развития: “По-моему, наш класс лучший в школе”. Школьники в группах-автономиях часто обращают внимание на успехи своего класса, сравнивают его с другими, подчеркивая преимущества своего коллектива.

Особенно важным в характеристике психологии групп, находящихся на этом этапе развития, является сложившееся представление о достоинстве, чести класса, чести отряда, чести какой-то школьной организации: “Самая примечательная черта всех наших ребят - это то, что мы все дорожим честью класса”. “Если в школе намечается какое-то мероприятие, то наш класс активно включается в дело, и ребята сделают все возможное, чтобы выглядеть лучше других”.

Чрезмерная автономизация, однако, может увести учащихся в сторону от пути к коллективу, превратить группу в корпорацию, то есть выше всего для них станут узкогрупповые интересы. Это произойдет в том случае, если группа оторвется от других групп в организации, с которыми она объединена общей целью и должна сотрудничать, если начнет противопоставлять себя им и осуществлять свой цели любой ценой. В этом случае может проявиться дух “группового эгоизма”, “группового индивидуализма”, и группа превратится в лжеколлектив-корпорацию.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Новости образования:

Сравнительный анализ учебников под редакцией Н.Я. Виленкина и Л.Г. Петерсон
Если обратиться к содержанию программы Л.Г. Петерсон для выпускного класса начальной школы, то можно увидеть, что в ней преобладает углубленное и расширенное содержание по сравнению с базовым: базовое содержание – 44%, углубленное и расширенное – 56%. Программа предусматривает изучение таких тем, к ...

Общая характеристика Болгарии
Респу́блика Болга́рия (болг. Република България), Болга́рия — государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. Занимает 22% его площади. С востока омывается Чёрным морем. Граничит с Грецией и Турцией на юге, с Сербией и Македонией на западе и с Румынией ...

Использование наглядности и химического эксперимента при проверке знаний, умений и навыков
Теоретические знания по химии нельзя проверять в отрыве от умений и навыков. Преподавание химии требует широкого использования химических опытов и наглядных пособий. Устный ответ учащихся, когда это необходимо, должен сопровождаться выполнением необходимых практических заданий, в частности проведен ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru