Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 13

Межличностные отношения и внутригрупповое общение в группе-кооперации носят в основном деловой характер.

Они подчинены решению конкретных задач. В сочинениях-характеристиках таких групп довольно часто отмечается, что “в классе постоянно формируются отдельные группы, которые держатся изолированно друг от друга, но когда проходит какое-то общее дело, то ребята объединяются”.

Этап группы-кооперации занимает важное место в процессе образования коллектива. Единство целей и организованное взаимодействие при выполнении различных дел ускоряет развитие интеллектуального, эмоционального и волевого единства в группе. Так создаются условия для перехода группы на следующий уровень развития.

4-й этап. Группа-автономия. На этом этапе группу отличает достаточно высокий уровень развития по многим параметрам, особенно по психологическому единству. Такой группе свойственны внутренняя сплоченность, спаянность, отсутствие группировок по симпатиям и антипатиям, деления группы на объединения мальчиков и девочек.

В психологических характеристиках школьников из таких групп обычно подчеркивается: “В нашем классе нет группировок”; “Ни у кого нет неприязни друг к другу, все мы уважаем друг друга”.

Группы-автономии отличаются большой социальной активностью и инициативой. Такой класс “не ждет, когда ему дадут задание, а сам ищет дело”; “за любое дело берется дружно, и оно всегда получается”; “ребята справляются со своими поручениями добросовестно”.

Подавляющее число старшеклассников из групп этого, уровня развития отмечают: “В своем классе я чувствую себя свободно, так как мы доверяем друг другу, делимся мыслями и впечатлениями”; “Ни один из нас ни за что не согласился бы променять свой класс на другой”.

Многие ребята таких классов собираются вместе и в каникулы, занимаются сообща теми делами, которые их интересуют.

Распространенное предложение, встречающееся в сочинениях, описывающих классы этого уровня развития: “По-моему, наш класс лучший в школе”. Школьники в группах-автономиях часто обращают внимание на успехи своего класса, сравнивают его с другими, подчеркивая преимущества своего коллектива.

Особенно важным в характеристике психологии групп, находящихся на этом этапе развития, является сложившееся представление о достоинстве, чести класса, чести отряда, чести какой-то школьной организации: “Самая примечательная черта всех наших ребят - это то, что мы все дорожим честью класса”. “Если в школе намечается какое-то мероприятие, то наш класс активно включается в дело, и ребята сделают все возможное, чтобы выглядеть лучше других”.

Чрезмерная автономизация, однако, может увести учащихся в сторону от пути к коллективу, превратить группу в корпорацию, то есть выше всего для них станут узкогрупповые интересы. Это произойдет в том случае, если группа оторвется от других групп в организации, с которыми она объединена общей целью и должна сотрудничать, если начнет противопоставлять себя им и осуществлять свой цели любой ценой. В этом случае может проявиться дух “группового эгоизма”, “группового индивидуализма”, и группа превратится в лжеколлектив-корпорацию.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Новости образования:

Развитие научной школы «Физика магнитных жидкостей» с 1970 г. до середины 90-х гг
В 1977 г. в СГПИ на кафедре общей физики Владимиром Васильевичем Чекановым была организована новая научная школа «Физика магнитных жидкостей», в которой впервые в стране начинают проводиться исследования оптических свойств феррожидкости. В известной степени это направление можно охарактеризовать ка ...

Различные виды упражнений, как ведущие средства обучения на средней ступени
Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Так что же такое упражнение? Упражнение должно отвечать следующим требованиям: в упражнении всегда есть цель. Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, то есть попутно работать и на те ...

Выявление начального уровня развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста
Данная глава посвящена описанию хода и анализу результатов опытно-поисковой работы. Основная цель нашего исследования – апробация диагностики на нескольких детях среднего дошкольного возраста для выявления у них уровня сформированности творческих способностей, чтобы, в дальнейшем, данная батарея те ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru