Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 13

Межличностные отношения и внутригрупповое общение в группе-кооперации носят в основном деловой характер.

Они подчинены решению конкретных задач. В сочинениях-характеристиках таких групп довольно часто отмечается, что “в классе постоянно формируются отдельные группы, которые держатся изолированно друг от друга, но когда проходит какое-то общее дело, то ребята объединяются”.

Этап группы-кооперации занимает важное место в процессе образования коллектива. Единство целей и организованное взаимодействие при выполнении различных дел ускоряет развитие интеллектуального, эмоционального и волевого единства в группе. Так создаются условия для перехода группы на следующий уровень развития.

4-й этап. Группа-автономия. На этом этапе группу отличает достаточно высокий уровень развития по многим параметрам, особенно по психологическому единству. Такой группе свойственны внутренняя сплоченность, спаянность, отсутствие группировок по симпатиям и антипатиям, деления группы на объединения мальчиков и девочек.

В психологических характеристиках школьников из таких групп обычно подчеркивается: “В нашем классе нет группировок”; “Ни у кого нет неприязни друг к другу, все мы уважаем друг друга”.

Группы-автономии отличаются большой социальной активностью и инициативой. Такой класс “не ждет, когда ему дадут задание, а сам ищет дело”; “за любое дело берется дружно, и оно всегда получается”; “ребята справляются со своими поручениями добросовестно”.

Подавляющее число старшеклассников из групп этого, уровня развития отмечают: “В своем классе я чувствую себя свободно, так как мы доверяем друг другу, делимся мыслями и впечатлениями”; “Ни один из нас ни за что не согласился бы променять свой класс на другой”.

Многие ребята таких классов собираются вместе и в каникулы, занимаются сообща теми делами, которые их интересуют.

Распространенное предложение, встречающееся в сочинениях, описывающих классы этого уровня развития: “По-моему, наш класс лучший в школе”. Школьники в группах-автономиях часто обращают внимание на успехи своего класса, сравнивают его с другими, подчеркивая преимущества своего коллектива.

Особенно важным в характеристике психологии групп, находящихся на этом этапе развития, является сложившееся представление о достоинстве, чести класса, чести отряда, чести какой-то школьной организации: “Самая примечательная черта всех наших ребят - это то, что мы все дорожим честью класса”. “Если в школе намечается какое-то мероприятие, то наш класс активно включается в дело, и ребята сделают все возможное, чтобы выглядеть лучше других”.

Чрезмерная автономизация, однако, может увести учащихся в сторону от пути к коллективу, превратить группу в корпорацию, то есть выше всего для них станут узкогрупповые интересы. Это произойдет в том случае, если группа оторвется от других групп в организации, с которыми она объединена общей целью и должна сотрудничать, если начнет противопоставлять себя им и осуществлять свой цели любой ценой. В этом случае может проявиться дух “группового эгоизма”, “группового индивидуализма”, и группа превратится в лжеколлектив-корпорацию.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Новости образования:

Рекомендации по подготовке и проведению уроков английского языка с использованием рефлексии
Необходимость разработки системы уроков с использованием рефлексии, обусловила проведение уроков с внедрением данных рекомендаций. Уроки проводились в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Строитель, Белгородской области. Основной задачей являлось - ...

Различные формы и методы использования музыки на занятиях по экологическому воспитанию в ДОУ
Существуют различные формы проведения экологических занятий. Мы рассмотрим два занятия абсолютно разных по форме и содержанию с использованием на занятиях по экологическому воспитанию музыки. Наша задача показать как музыка влияет на восприятие детьми материала, как достигается поставленная цель за ...

Общая характеристика Болгарии
Респу́блика Болга́рия (болг. Република България), Болга́рия — государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. Занимает 22% его площади. С востока омывается Чёрным морем. Граничит с Грецией и Турцией на юге, с Сербией и Македонией на западе и с Румынией ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru