Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 8

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу учеников об успехах класса, стремление хорошо учиться и дружить, противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив, нарушает его единство. Коллективизм - это развитие добрых традиций в классе, вера каждого ученика в свой коллектив и его возможности. Чувство коллективизма не позволяет ученикам остаться равнодушными, если задеты интересы класса или школы; при этом личные интересы соотносятся с интересами всего коллектива, осуждаются любые проявления индивидуализма, все важные вопросы ученической жизни решаются сообща и при общем согласии.

В чем выражается сплоченность настоящего коллектива? Прежде всего, это - единство мнений при решении разнообразных вопросов и единство действий в совместной деятельности. Для обозначения сплоченности, характерной для коллектива, в социальной психологии введен специальный термин - “ценностно-ориентационное единство”. Им называется высокая степень согласованности позиций, установок, мнений, оценок и действий членов коллектива в связи с вопросами, непосредственно связанными с его целями и задачами. Одновременно в коллективе может существовать довольно сложная, даже противоречивая картина разнообразных индивидуальных вкусов, эстетических склонностей, пристрастий и интересов. Эти не связанные с содержанием его основной деятельности различия между членами коллектива обычно не нарушают его ценностно-ориентационного единства (сплоченности), если не препятствуют успешной совместной работе (в ученическом коллективе - решению его учебных, воспитательных и трудовых задач) /21/.

Для подлинно коллективистских отношений важна контактность. Под нею по сути дела имеются в виду хорошие личные, эмоционально благоприятные и дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, внимательные, доброжелательные, уважительные и тактичные отношения друг к другу, поддержка в трудные минуты жизни. Контактность проявляется также в том, что школьники радуются успехам друг друга, огорчаются при не удачах, делают то и другое вполне открыто и искренне. Такие взаимоотношения называются контактностью потому что они обеспечивают благоприятный нравственный климат в коллективе, спокойную и дружелюбную обстановку.

Контактность включает и дружбу. Педагоги, учителя, воспитатели и родители обращают особое внимание на дружеские взаимоотношения школьников, справедливо считают их одной из главных особенностей межличностных отношений в подростковом и старшем школьном возрасте. К этим отношениям относится глубокая эмоциональная привязанность школьников-друзей друг к другу.

Под открытостью коллектива с точки зрения социальной психологии понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их: представителями, а также с новичками в своем коллективе. Частным, но весьма важным для характеристики ученического коллектива примером таких отношений может служить то, как класс принимает новичков, и как быстро они привыкают к новым условиям.

На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам и их представителям. Такой коллектив активно обменивается опытом с другими коллективами, учитывает их интересы, справедливо и тактично относится к членам своего и других коллективов, объективно оценивает деятельность и поступки членов своего и других коллективов, старых членов коллектива и новичков, стремится не подчеркивать свои преимущества перед членами других коллективов, активно сотрудничает с ними, радуется по поводу успехов и столь же искренне огорчается в связи с неудачами других коллективов. Открытость является одной из важнейших социально-психологических характеристик, по которой мы можем, отличить настоящий коллектив от внешне похожих на него объединений школьников. Такие объединения, не обладающие открытостью, в свою очередь называют корпорациями. Социальная психология так определяет это понятие: корпорация - это группа, интересы которой замкнуты только внутри ее и не распространяются на других людей, иные общности и коллективы. Корпорации бывают двух основных типов: с антиобщественной или с общественно нейтральной направленностью основной деятельности; их цели противоположны или безразличны интересам других людей, общества в целом. В принципе содержание и результаты деятельности корпоративного объединения могут быть и полезными для некоторого числа людей, но в конечном счете деятельность корпораций не приносит обществу той пользы, которую способен дать коллектив. К корпоративным объединениям школьников относятся различные группировки учащихся, противопоставляющие себя коллективу, антиобщественные уличные объединения детей.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Новости образования:

Монашеские уставы как историко-педагогические источники
На протяжении всей тысячелетней истории государства Российского монастыри всегда вносили большой вклад в развитие отечественной педагогики, полагая в основу педагогической деятельности православные ценности. В стенах монастырей православная педагогика нашла свое полное воплощение и завершение. Сист ...

Активные методы обучения и их реализация на средней ступени
Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом п ...

Значение событийности в становлении толерантности
Деятельность объединяет людей в общности. Самое широкое значение понятия «общность» включает совокупность индивидов. Особым типом человеческих объединений, по сути, противоположным социальной организованности, является неструктурированная, бытийная общность. (23, с. 171). Здесь подразумевается, что ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru