Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 8

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу учеников об успехах класса, стремление хорошо учиться и дружить, противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив, нарушает его единство. Коллективизм - это развитие добрых традиций в классе, вера каждого ученика в свой коллектив и его возможности. Чувство коллективизма не позволяет ученикам остаться равнодушными, если задеты интересы класса или школы; при этом личные интересы соотносятся с интересами всего коллектива, осуждаются любые проявления индивидуализма, все важные вопросы ученической жизни решаются сообща и при общем согласии.

В чем выражается сплоченность настоящего коллектива? Прежде всего, это - единство мнений при решении разнообразных вопросов и единство действий в совместной деятельности. Для обозначения сплоченности, характерной для коллектива, в социальной психологии введен специальный термин - “ценностно-ориентационное единство”. Им называется высокая степень согласованности позиций, установок, мнений, оценок и действий членов коллектива в связи с вопросами, непосредственно связанными с его целями и задачами. Одновременно в коллективе может существовать довольно сложная, даже противоречивая картина разнообразных индивидуальных вкусов, эстетических склонностей, пристрастий и интересов. Эти не связанные с содержанием его основной деятельности различия между членами коллектива обычно не нарушают его ценностно-ориентационного единства (сплоченности), если не препятствуют успешной совместной работе (в ученическом коллективе - решению его учебных, воспитательных и трудовых задач) /21/.

Для подлинно коллективистских отношений важна контактность. Под нею по сути дела имеются в виду хорошие личные, эмоционально благоприятные и дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, внимательные, доброжелательные, уважительные и тактичные отношения друг к другу, поддержка в трудные минуты жизни. Контактность проявляется также в том, что школьники радуются успехам друг друга, огорчаются при не удачах, делают то и другое вполне открыто и искренне. Такие взаимоотношения называются контактностью потому что они обеспечивают благоприятный нравственный климат в коллективе, спокойную и дружелюбную обстановку.

Контактность включает и дружбу. Педагоги, учителя, воспитатели и родители обращают особое внимание на дружеские взаимоотношения школьников, справедливо считают их одной из главных особенностей межличностных отношений в подростковом и старшем школьном возрасте. К этим отношениям относится глубокая эмоциональная привязанность школьников-друзей друг к другу.

Под открытостью коллектива с точки зрения социальной психологии понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их: представителями, а также с новичками в своем коллективе. Частным, но весьма важным для характеристики ученического коллектива примером таких отношений может служить то, как класс принимает новичков, и как быстро они привыкают к новым условиям.

На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам и их представителям. Такой коллектив активно обменивается опытом с другими коллективами, учитывает их интересы, справедливо и тактично относится к членам своего и других коллективов, объективно оценивает деятельность и поступки членов своего и других коллективов, старых членов коллектива и новичков, стремится не подчеркивать свои преимущества перед членами других коллективов, активно сотрудничает с ними, радуется по поводу успехов и столь же искренне огорчается в связи с неудачами других коллективов. Открытость является одной из важнейших социально-психологических характеристик, по которой мы можем, отличить настоящий коллектив от внешне похожих на него объединений школьников. Такие объединения, не обладающие открытостью, в свою очередь называют корпорациями. Социальная психология так определяет это понятие: корпорация - это группа, интересы которой замкнуты только внутри ее и не распространяются на других людей, иные общности и коллективы. Корпорации бывают двух основных типов: с антиобщественной или с общественно нейтральной направленностью основной деятельности; их цели противоположны или безразличны интересам других людей, общества в целом. В принципе содержание и результаты деятельности корпоративного объединения могут быть и полезными для некоторого числа людей, но в конечном счете деятельность корпораций не приносит обществу той пользы, которую способен дать коллектив. К корпоративным объединениям школьников относятся различные группировки учащихся, противопоставляющие себя коллективу, антиобщественные уличные объединения детей.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Новости образования:

Влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка
История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Воспитание современного человека на ряду с наукой искусство занимает важное место. Оно помогает формиро ...

Формы внеурочных занятий
Широкие возможности внеурочных занятий в развитии, обучении и воспитании школьников качественно реализуются лишь при системной организации данных занятий. Основные компоненты системы внеурочных занятий позволяют выделить множество форм этих занятий, классифицированных по признакам: ¾ по хара ...

Списки с Владимирской иконы
С Владимирской иконы часто писались списки, часть которых получили особые именования. Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы ( с показом видеоряда списков ): Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне в собрании Центрального музея древн ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru