Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, во взаимозаменяемости. Организованность - это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать оперативна разрешать возникающие противоречия и конфликты, умение людей в любых ситуациях находить общий язык. Важный признак организованности - готовность его членов, если потребуется, взять на себя руководство коллективом, совместно, слаженно действовать в сложных ситуациях, быстро находить наилучшее распределение обязанностей. От организованности непосредственным образом зависят результаты деятельности коллектива, что позволяет отнести эту характеристику к важнейшим при оценке уровня развития коллектива.
Одним из условий успешной работы ученического коллектива и установления между ребятами доверительных взаимоотношений является хорошее знание ими друг друга и состояния дел в классе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед классом, итогов его работы, положительных и отрицательных сторон в работе коллектива, норм и правил поведения. Сюда также входит хорошее знание содержания работы товарищей, черт характера, привычек и склонностей друг друга /22/.
Все эти характеристики составляют основу социальной психологии развитого коллектива. Они - необходимое условие существования развитого ученического коллектива. Их отсутствие - признак недостаточной социально-психологической развитости соответствующей общности.
Для полноценной характеристики группы школьников как сформированного ученического коллектива необходимы все описанные выше признаки, свойства и качества. Общественный смысл деятельности коллектива, сложившаяся в нем система внутри - и внеколлективных отношений, высоких в нравственном смысле норм и ценностных ориентации - условия реального социально-психологического роста этого коллектива. В то же время понятие “коллектив” в строгом значении этого слова предполагает деятельность, осуществляемую на уровне высших общественных норм, и опосредованность основных отношений содержанием этой деятельности, то есть зависимость характера отношений от общественно ценностного содержания выполняемой деятельности.
Одна и та же по своему внешнему выражению деятельность может иметь разное ценностно-целевое и нравственно-нормативное содержание. Понятие “содержание" здесь категория общественно-психологическая. Например, группа молодых людей, работающая ради личной выгоды, и коллектив школьников, выполняющих ту же самую работу ради того, чтобы помочь людям, будут включены в различные по своему общественному содержанию виды деятельности. Цели, нравственные нормы и ценности у них будут различными.
Существуют и другие виды отношений, встречающиеся в разнообразных объединениях школьников, например отношения межличностной авторитетности, референтности и лидерства и так далее. Изучение этих отношений способствует более глубокому пониманию особенностей каждого конкретного коллектива, а следовательно, нахождению каждый раз самых эффективных способов воздействия именно на него.
Новости образования:
Создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников
экологических знаний
Целью формирующего педагогического эксперимента явился выбор условий для наиболее эффективного способа формирования уровня экологических знаний о живой природе у старших дошкольников. При разработке условий мы опирались на следующие источники: программы, направленные на экологическое воспитание дош ...
Условия формирования дизайнерского мышления
дизайн детский творческий дошкольник Педагогом Евдокимовой Л.М. были сформулированы следующие условия, способствующие развитию творческого мышления у дошкольников: [1, с.66] 1. Учебно - дизайнерские условия: Эргономические условия - условия, созданные в соответствии с санитарно-гигиеническими норма ...
Автоматизация звуков с помощью игровых приемов
Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал. Пре ...