Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 9

Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, во взаимозаменяемости. Организованность - это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать оперативна разрешать возникающие противоречия и конфликты, умение людей в любых ситуациях находить общий язык. Важный признак организованности - готовность его членов, если потребуется, взять на себя руководство коллективом, совместно, слаженно действовать в сложных ситуациях, быстро находить наилучшее распределение обязанностей. От организованности непосредственным образом зависят результаты деятельности коллектива, что позволяет отнести эту характеристику к важнейшим при оценке уровня развития коллектива.

Одним из условий успешной работы ученического коллектива и установления между ребятами доверительных взаимоотношений является хорошее знание ими друг друга и состояния дел в классе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед классом, итогов его работы, положительных и отрицательных сторон в работе коллектива, норм и правил поведения. Сюда также входит хорошее знание содержания работы товарищей, черт характера, привычек и склонностей друг друга /22/.

Все эти характеристики составляют основу социальной психологии развитого коллектива. Они - необходимое условие существования развитого ученического коллектива. Их отсутствие - признак недостаточной социально-психологической развитости соответствующей общности.

Для полноценной характеристики группы школьников как сформированного ученического коллектива необходимы все описанные выше признаки, свойства и качества. Общественный смысл деятельности коллектива, сложившаяся в нем система внутри - и внеколлективных отношений, высоких в нравственном смысле норм и ценностных ориентации - условия реального социально-психологического роста этого коллектива. В то же время понятие “коллектив” в строгом значении этого слова предполагает деятельность, осуществляемую на уровне высших общественных норм, и опосредованность основных отношений содержанием этой деятельности, то есть зависимость характера отношений от общественно ценностного содержания выполняемой деятельности.

Одна и та же по своему внешнему выражению деятельность может иметь разное ценностно-целевое и нравственно-нормативное содержание. Понятие “содержание" здесь категория общественно-психологическая. Например, группа молодых людей, работающая ради личной выгоды, и коллектив школьников, выполняющих ту же самую работу ради того, чтобы помочь людям, будут включены в различные по своему общественному содержанию виды деятельности. Цели, нравственные нормы и ценности у них будут различными.

Существуют и другие виды отношений, встречающиеся в разнообразных объединениях школьников, например отношения межличностной авторитетности, референтности и лидерства и так далее. Изучение этих отношений способствует более глубокому пониманию особенностей каждого конкретного коллектива, а следовательно, нахождению каждый раз самых эффективных способов воздействия именно на него.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Новости образования:

Метод проектов в зарубежном и российском образовании
Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "брос ...

Характерные особенности учеников, обучавшихся по развивающей программе
Ученики обоих классов первоначально мною были отмечены как самостоятельные, работоспособные, с хорошо развитым логическим мышлением, речью, сформированностью познавательного интереса. Учащиеся активно включались в работу, задавали вопросы, выдвигали гипотезы, обоснованно отстаивали свою точку зрени ...

Методика преподавания темы «Параллельные прямые»
К понятию о параллельных прямых следует подвести учащихся следующим образом. Учащимся предлагается провести произвольную прямую АВ, отметить на ней две близлежащие точки М и N, и провести через эти точки к прямой АВ перпендикуляры ММ1 и NN1. ставиться вопрос, пересекутся ли эти перпендикуляры, если ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru