Учитывая средней балл, да и каждый в отдельности, видно что уровень развития группы увеличился (рис.3.1.4). Можно сделать вывод, что данный класс является группой-коллективом. Это высший уровень развития контактной группы. Ей свойственны единые интересы, организованность, подготовленность, психологическая коммуникативность и все те качества, о которых говорилось ранее. Группам, достигшим уровня коллектива, присуще гармония личных, групповых и общественных интересов, инициатива и активность в достижении общественно полезных целей.
Рис.3.1.4 - Динамика увеличения уровня развития группы
Соответственно изменились показатели по другим методикам. При повторном определении психологической атмосферы в группе, средний балл в группе по всем качествам составил 1,2. На диаграмме (рис.3.1.5) показана динамика улучшения психологической атмосферы в классе.
Рис.3.1.5 - Динамика оценки психологической атмосферы в группе
На диаграмме видно, что показатель уменьшается, что говорит о том, что испытуемые стали оценивать более положительно качества, предлагаемые в методики.
При повторном определении коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся класса (С), оказалось, что он увеличился.
В нашем исследовании n = 18, m = 2, а N = 23. Подставив значения в формулу, получим:
18 - 2
C = - -------------- - = 0.6
23
Показатель ценностно-ориентационного единства оказался равен 0.6, что свидетельствует о высоком уровне развития ценностно-ориентационного единства класса. Учащиеся класса выбрали следующие качества: трудолюбие, инициативность, отзывчивость, общительность и ответственность.
Таким образом, из результатов повторной диагностики видно, что ряд предложенных рекомендаций по формированию коллектива является достаточно эффективным способом увеличения уровня развития группы.
Созданное мультимедийное учебно-методическое пособие имеет достаточно удобный интерфейс, позволяющий правильно сориентироваться в структуре пособия и обеспечивающий удобство работы пользователя. Важным аспектом является дизайн пособия, он соответствует теме, поэтому выдержан строгий стиль и даже анимации используются в небольшом количестве. Учитывая психологические особенности восприятия цветовой гаммы общий фон - светло-зелёного цвета, шрифт текста - тёмно-зелёный, цветовая гамма кнопок различна (красный, синий), но её смена логично вписывается в общий фон и не отвлекает внимание пользователя.
Теперь подробнее опишем структуру пособия. Главная страница изображена на рис.3.2.1.
Рисунок 3.2.1 - Главная страница
На ней отражено содержание пособия, а именно следующие разделы: психолого-педагогическое наследие, психология коллектива, методики изучения коллектива, раздел, отражающий методы, помогающие сформировать коллектив учащихся, словарь и список рекомендуемой литературы. Она содержит информацию об авторе и адрес сотрудничества, а также два анимационных объекта: знак Ψ, который движется и мультипликационный объект, который движется при наведении курсора на названия раздела.
В первый раздел, психолого-педагогическое наследие, можно попасть при щелчке мышки на наименование раздела. Он содержит информацию о развитии теоретических положений о коллективе учащихся, состоит из 6 страниц. На каждой из них размещена кнопка - "Содержание", которая позволяет вернуться на первую страницу и кнопки: "назад" и "далее", позволяющие переходить на предыдущие и соответствующие страницы соответственно. Кнопки работает по щелчку "мышки", нажатие кнопки сопровождается звуком похожим на звук закрывающийся книги. Кроме того, заголовок раздела содержит элементы анимации: слова появляется последовательно и с изменением цвета. На странице добавлен фоновый рисунок, номер странице и движущийся объекты. На рисунке 3.2.2 изображена первая страница первого раздела.
Новости образования:
Контрольный эксперимент и его анализ
Чтобы проследить возможности развития импрессивной речи, а также с целью проверки результатов экспериментального обучения, его эффективности, был проведен контрольный эксперимент. Поставленную цель мы конкретизировали в следующей задаче: - проследить динамику развития импрессивной речи детей с умер ...
Вопросы коррекции речи дошкольников в психолого-педагогической литературе
Повышение общей культуры человека невозможно без развития культуры речи, так как культурные нормы и все то, что регулирует человеческое поведение, даются через язык и речевое общение. Под речью понимают как процесс говорения (речевая деятельность), так и его результат (речевое высказывание). Речь - ...
Сущность развития речи
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овлад ...