Деятельность социального педагога по созданию ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи

Педагогические практики » Теоретический анализ социально-педагогической деятельности с ребенком из неблагополучной семьи » Деятельность социального педагога по созданию ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи

Страница 9

Использование метода создания ситуации успеха в социально-педагогической деятельности необходимо. Так как успех формирует позитивную самооценку, а известно, что люди с положительной самооценкой терпимее относятся к окружающим, им легче бороться с трудностями.

Целью создания ситуации успеха является оказание помощи ребенку из неблагополучной семьи в решении проблем; формирование готовности у него к социально-одобряемой деятельности.

Ситуация успеха строится по принципам:

принцип ориентации на личность воспитанника, его внутренние резервы;

принцип субъект - субъектного взаимодействия;

принцип организации общения ребенка, предусматривающий его заинтересованность взаимодействием в ходе овладения социально-одобряемой деятельностью;

принцип гуманизации (ненасилия), предусматривающий предоставление возможности для принятия ребенком самостоятельных решений.

Содержание ситуации успеха определяет пути и средства деятельности социального педагога, среди которых основными являются:

1. Организация совместной деятельности педагогов, психологов,

администрации, социального педагога, направленная на создание условий, при которых у ребенка формируется потребность в достижении успеха.

2. Выявление критериев и показателей сформированности мотивации к социально-одобряемой деятельности.

3. Организация методического обеспечения, основанного на комплексной диагностике личности ребенка.

Учителю важно создавать атмосферу доверия в отношениях с учеником. Если мы хотим сформировать у школьников стремление к достижениям, то надо сделать так, чтобы они знали, каких результатов мы ждем от них, по каким показателям будем оценивать их работу, что все наши действия будут объективными и справедливыми.

Одно из важнейших условий создания ситуации успеха взаимодействие с психологом. Оно реализуется через организацию педагогического совета для повышения психологической компетентности педагогов.

Создание ситуации успеха социальным педагогом в работе с ребенком из неблагополучной семьи осуществляется поэтапно:

1 этап. Проведение психолого-педагогической диагностики, ориентированной на выявление особенностей мотивации к успеху у ребенка. Внимание уделяется особенностям когнитивных и эмоционально-волевых состояний ребенка, которые влияют на его стремление к успешной самореализации в ходе деятельности.

2 этап. Оперативное использование форм, методов и приёмов работы, адекватных, выявленным в ходе предыдущего этапа когнитивным и эмоционально-волевым состоянием ребенка. Успех в ходе работы реализуется через формирование социальным педагогом конкретных ситуаций, которые являются структурными и функциональными единицами целостного педагогического процесса.

3 этап. Оценивание (экспертиза) результатов проделанной социально-педагогической работы. Сравнение результатов первого этапа работы с результатами этапа после создания ситуации успеха.

Опытная работа проводилась с учеником среднего звена из неблагополучной семьи Карпенко Дмитрием, учеником 6 А класса МБОУ СОШ № 2 с. Юмагузино Кугарчинского района РБ. Семья Димы многодетная, малообеспеченная. Родители злоупотребляют алкоголем. Дома напряженная, угнетающая, тревожная обстановка. Постоянные ссоры между родителями, наблюдается физическая агрессия. Изучение личной документации подростка, а также изучение личности с помощью комплекса диагностических методик (методика исследования самооценки личности, методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы, исследование самооценки, тест диагностики акцентуации характера, беседа социометрический тест,), позволило сделать выводы о том, что в бывшую школу он ходил без интереса, ему не нравилось там учиться. Низкий уровень мотивации к учебной деятельности, привел к отставанию, неуспеваемости в учебе. Все это подтолкнуло подростка на поиски иной, внешкольной среды общения, иной референтной группы сверстников, которые начали играть решающее значение в социализации Дмитрия. Он начал усваивать систему норм девиантного поведения, которые проявлялись в нарушении дисциплины в школе, конфликтах с учителями. Все привело к тому, что его поставили на внутришкольный учет.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Новости образования:

Общепедагогические принципы экологического образования дошкольников
Исходя из выше сказанного, можно выделить ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников. Они включают: общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, де ...

Особенности структурирования в начальной школе
Каждый урок имеет свою структуру. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов (этапов, звеньев) урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Элементы - виды деятельности учителя и ученика. Элементами урока являются: организационный момент; проверка знаний пр ...

Роль здоровьесберегающего сопровождения в организации воспитательно-образовательного процесса
Трудности адаптации и обучения в школе могут иметь одинаковые внешние проявления, отражающиеся в поведении учащихся, их успеваемости, отношениях в коллективе и т. п., но причины возникновения трудностей, их физиологические и психологические механизмы, этиология могут быть совершенно разными. Поэтом ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru