Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 10

Среди всех социально-психологических явлений психологический климат наиболее тесно и глубоко связан с эмоциями и переживаниями людей, выражаясь ярко в их настроениях.

Что же такое психологический климат коллектива? В самом общем виде его можно определить как доминирующий комплекс эмоциональных состояний относительно устойчивый эмоциональный настрой, пронизывающий всю систему деятельности, общения и отношений в коллективе. Это характеристика эмоциональных реакций членов коллектива на происходящие в нем и вокруг него события.

Для психологически здорового коллектива характерны высокая нравственная атмосфера, дружелюбие, чувства долга и ответственности, взаимная требовательность. В такой атмосфере легко работать и совершенствовать свои знания. Нездоровый психологический климат тормозит развитие коллектива и личности в нем. Он связан с преобладанием отрицательных эмоций, разрушающих взаимоотношения, снижающих эффективность коллективного труда. Психологический климат в ученическом первичном коллективе прежде всего проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях учеников к происходящему. Благоприятный психологический климат в классе проявляется в активности учащихся, их сознательном отношении к учебе и общественной работе. Психологический климат коллектива - это сложная система многообразных положительных и отрицательных эмоциональных состояний, совместных коллективных переживаний. В жизнедеятельности ученического коллектива они выполняют особые функции.

Интегральная, или объединяющая, функция таких эмоциональных состояний людей заключается в сплочении коллектива. Стимулирующая, или активизирующая, функция выражается в повышении общего жизненного тонуса членов коллектива, мобилизации на выполнение стоящих перед коллективом задач. Устойчивые положительные эмоциональные переживания создают “эмоциональные потенциалы” коллектива, запас его жизненной энергии, который реализуется в общественно полезных делах /23/.

Кроме названных функций психологический климат коллектива выполняет еще три: социально-познавательную, стабилизирующую и стилеобразующую. Социально-познавательная функция помогает лучше осознавать, оперативнее и правильнее оценивать результаты своего труда, выделять решенные и нерешенные проблемы и вопросы. Стабилизирующая - способствует формированию у школьников чувства “Мы”, делает их поведение последовательным и устойчивым, существенно облегчая адаптацию новых людей в коллективе. Стилеобразующая функция коллективных эмоций отражена в определенном стиле жизни данного коллектива, отличающего его от других.

Если в ученическом коллективе сложился неблагоприятный психологический климат, то он, конечно же, отрицательно воздействует на коллектив.

Анализ психологического климата класса предполагает тщательное изучение различных эмоциональных состояний учащихся. При этом его нельзя рассматривать как простую сумму состояний отдельных членов коллектива. Психологический климат - это результат взаимных эмоциональных влияний людей друг на друга, которые можно определить словами “заражение” и “внушение”. Эмоциональные состояния способны передаваться от человека к человеку, заражая их общими эмоциями. Взаимные эмоциональные влияния особенно сильны в детских коллективах. Здесь можно отметить определённую закономерность: чем более развит в социально-психологическом плане детский коллектив, тем выраженнее его эмоциональная жизнь и значительнее имеющиеся в нем “эмоциональные потенциалы”.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Новости образования:

Сравнительный анализ результатов исследования
Этот параграф посвящен сравнению анализов констатирующего эксперимента с контрольным. Для проведения контрольного эксперимента была взята методика Иофнины И. О. , что и при констатирующем эксперименте. После экспериментирования родителей было выявлено э ффективность применяемых методов работы с упр ...

Методика проведения занятия по рисованию с натуры
Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современном ДОУ является развитие личности ребенка путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного м ...

Необходимость модернизации российской системы образования как причина вступления России в Болонский процесс
Участие России в Болонском процессе можно рассматривать сквозь призму глобализации, которая предъявляет новые требования к образовательной системе. В связи с переходом к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации все более явным становится несоответствие сложившейся в России системы по ...

Главное на сайте

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru