Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 11

Характеризуя психологический климат, часто употребляется два понятия: настроение и настрой. Первое обычно относится к наиболее общим, длительным, часто повторяющимся, умеренно выраженным и достаточно устойчивым эмоциональным состояниям коллектива. Второе понятие обозначает эмоциональное состояние, возникшее в данный момент времени и отражающее событие коллективной жизни. Настроения и настрой коллектива переплетаются, накладываются друг на друга, образуя динамичную картину эмоциональной жизни ученического коллектива /18/.

Ученые-психологи разрабатывают теорию коллектива и методы его исследования не только ради познания коллектива, но и для управления им. Педагогу-практику легче понять психологию класса, познать происходящие в нем процессы, если он знаком с теорией и методиками исследования коллектива. Но для практики руководства ученическим коллективом педагогу надо знать и действенные пути повседневного влияния на психологические явления в коллективе.

Средства практического воздействия на психологию ученического коллектива, которые здесь рассматриваются, проверены Немовым Р.С. и Кирпичником А.Г. Эти средства прошли испытание в условиях летнего лагеря актива школьников “Костёр" Костромской области применялись к различным по возрасту, индивидуальному составу, целям и задачам совместной деятельности детским коллективам, неоднократно обсуждались в печати и на научно-практических конференциях, в которых кроме специалистов-психологов принимали активное участие педагоги-практики.

Как и у личности, у детского коллектива есть свои ступени роста: младенчество, отрочество, юность и социально-психологическая зрелость. Эти ступени не совпадают с возрастом и этапами взросления самих учащихся. Развитие коллектива происходит по своим законам, имеет собственную логику, свои этапы и закономерности. Попробуем проследить их, проиллюстрировав примерами из детских сочинений, прежде чем переходить к практическим рекомендациям и советам по формированию психологии детского коллектива /22/.

В научной литературе по психологии и педагогике коллектива можно встретить немало различных вариантов описания стадий и уровней, ступеней и этапов, которые группа проходит в своем движении к коллективу. Во многом эти описания сходны, а различия между ними касаются в основном несущественных деталей. Поэтому мы рассмотрим здесь лишь один, на наш взгляд, наиболее удачный вариант такого описания, принадлежащий советским психологам Л.И. Уманскому и А.Н. Лутошкину /24/.

Детская группа в своем развитии на пути к коллективу проходит пять основных этапов, на каждом из них приобретая и проявляя определенные коллективистские качества и отношения.

1-й этап. Номинальная группа. Это начало формирования группы, первые шаги ее социально-психологического развития. Номинальная группа представляет собой лишь формальное объединение друг с другом ранее незнакомых людей. Здесь осуществляется общее знакомство людей, возникают симпатии в антипатии, происходит первичное распределение обязанностей в совместной работе, приводящее к появлению лидеров. На этом этапе группа может находиться от двух-трех дней до нескольких месяцев. В некоторых случаях возможен временный возврат группы на этот уровень с более высокого.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Новости образования:

Комментированное обучение: его резервы и достоинства
Сотни лет базируется на опросе домашнего задания, оценке ЗУН, объяснении нового материала, повторении и закреплении изученного на уроке. Современное гуманистическое обучение выступает против молчаливого присутствия учащихся на уроке, мучительного страха учащихся перед ответом у доски. Поэтому при п ...

Тестирование как форма контроля знаний по математике
Самостоятельная работа является важным средством организации учебно-познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления и практического применения знаний. Система онлайн - тестирования, как одна из форм проведения самостоятельной работы, способствует формированию устойчивых и осозн ...

Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
Отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональных реакциях, либо в действиях, поступках. Обще ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru