Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 11

Характеризуя психологический климат, часто употребляется два понятия: настроение и настрой. Первое обычно относится к наиболее общим, длительным, часто повторяющимся, умеренно выраженным и достаточно устойчивым эмоциональным состояниям коллектива. Второе понятие обозначает эмоциональное состояние, возникшее в данный момент времени и отражающее событие коллективной жизни. Настроения и настрой коллектива переплетаются, накладываются друг на друга, образуя динамичную картину эмоциональной жизни ученического коллектива /18/.

Ученые-психологи разрабатывают теорию коллектива и методы его исследования не только ради познания коллектива, но и для управления им. Педагогу-практику легче понять психологию класса, познать происходящие в нем процессы, если он знаком с теорией и методиками исследования коллектива. Но для практики руководства ученическим коллективом педагогу надо знать и действенные пути повседневного влияния на психологические явления в коллективе.

Средства практического воздействия на психологию ученического коллектива, которые здесь рассматриваются, проверены Немовым Р.С. и Кирпичником А.Г. Эти средства прошли испытание в условиях летнего лагеря актива школьников “Костёр" Костромской области применялись к различным по возрасту, индивидуальному составу, целям и задачам совместной деятельности детским коллективам, неоднократно обсуждались в печати и на научно-практических конференциях, в которых кроме специалистов-психологов принимали активное участие педагоги-практики.

Как и у личности, у детского коллектива есть свои ступени роста: младенчество, отрочество, юность и социально-психологическая зрелость. Эти ступени не совпадают с возрастом и этапами взросления самих учащихся. Развитие коллектива происходит по своим законам, имеет собственную логику, свои этапы и закономерности. Попробуем проследить их, проиллюстрировав примерами из детских сочинений, прежде чем переходить к практическим рекомендациям и советам по формированию психологии детского коллектива /22/.

В научной литературе по психологии и педагогике коллектива можно встретить немало различных вариантов описания стадий и уровней, ступеней и этапов, которые группа проходит в своем движении к коллективу. Во многом эти описания сходны, а различия между ними касаются в основном несущественных деталей. Поэтому мы рассмотрим здесь лишь один, на наш взгляд, наиболее удачный вариант такого описания, принадлежащий советским психологам Л.И. Уманскому и А.Н. Лутошкину /24/.

Детская группа в своем развитии на пути к коллективу проходит пять основных этапов, на каждом из них приобретая и проявляя определенные коллективистские качества и отношения.

1-й этап. Номинальная группа. Это начало формирования группы, первые шаги ее социально-психологического развития. Номинальная группа представляет собой лишь формальное объединение друг с другом ранее незнакомых людей. Здесь осуществляется общее знакомство людей, возникают симпатии в антипатии, происходит первичное распределение обязанностей в совместной работе, приводящее к появлению лидеров. На этом этапе группа может находиться от двух-трех дней до нескольких месяцев. В некоторых случаях возможен временный возврат группы на этот уровень с более высокого.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Новости образования:

Формы организации учебной деятельности при обучении информатики
Одним из важнейших видов человеческой деятельности является учебная деятельность. Вся учебная деятельность может быть организована самыми разными видами, методами и формами. При обучении информатики так же можно использовать все многообразие способов. В рассматриваемой теме мы хотим уделить особое ...

Графические ошибки. Технические моменты в первоначальном обучении письму
При письме имеют место следующие графические ошибки: 1. Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке; 2. Пишут буквы слишком размашисто или слишком узко; 3. Очень часто в работах встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон ...

Организация образовательной среды в дошкольном учреждении
Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, создающий фундамент для формирования новых психических образований, которые развиваются в процессе учебной деятельности. На данном этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии и поэтому он является н ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru