(После ответа детей – на стол выставляют 4 зелёных яблока)
- Сколько яблок сорвал с яблони ветер?
(После ответа детей – на стол выставляется 1 красное яблоко)
- Покажите яблоко, которое упало с яблони?
(Дети показывают красное яблоко)
- Сколько же стало яблок?
- Так как же получилось 5 яблок? (к 4 яблокам добавили одно яблоко).
Индивидуальная работа учащихся: работа по получению числа 5 проделывается каждым учеником. Дети работают с природным, иллюстративным материалом, на счетах, получают новое число в процессе лепки, аппликации, конструирования, рисования, выполнения заданий в тетради и т.д.
Упражнения и инструкции должны быть разнообразными. Например:
Возьмите 4 желтых листика и 1 красный. Сколько всего листиков получилось? Как получилось 5 листиков? Как получить число 5?
Вырежьте 4 треугольника. Вырежьте еще столько треугольников, чтобы всего стало 5 треугольников. Сколько всего треугольников получилось? Как получить 5 треугольников? Как получить число 5?
Обведите 4 клетки. Сколько клеток еще надо обвести, чтобы получилось 5 клеток? Как получилось 5 клеток? Как же получить число 5?
Таким образом реализуется одно из основных положений - обучение запоминанию одних вещей при помощи других, например запоминание цифр с помощью обозначающих их картинок, поделок и т.д.
Каждый раз учащиеся делают вывод о том, как получается новое число. Они отвечают на следующие вопросы:
«К какому числу надо прибавить 1, чтобы получилось 5?»,
«Какое число надо прибавить к 4, чтобы получить 5?»,
«Как получить число 5?»
На основе рассмотрения нескольких конкретных случаев школьники подводятся к обобщению: «Число 5 получится, если к 4 прибавить 1».
Таким образом, учащиеся познакомились с образованием числа путем прибавления к предыдущему числу одной единицы. Вместе с тем, следует познакомить детей с другим способом получения числа – путем вычитания из последующего числа одной единицы.
Так, число 4 можно получить, если из числа 5 вычесть одну единицу.
На этапе обсуждения детям предлагают вспомнить, что проходили на уроке, и кто как справлялся с предложенными заданиями.
Игра Рыбак Вася и пять рыбок
Цель: Формирование опыта произвольного запоминания
Задачи занятия:
Знакомство детей с получением числа «4».
Знакомство детей с получением числа «5».
Стимулирование повторения вслух запоминаемого материала.
Материал: картинка «Рыбак», пять рыбок – 4 больших и 1 маленькая, мягкая игрушка «Кот»
Ход:
Педагог:
- Давайте сейчас с вами немного поиграем? (Игра «День и ночь»)
- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием! А теперь послушайте сказку про рыбака Васю. Слушайте внимательно, я потом буду задавать вам вопросы. Итак – сказка.
- Как то раз Мальчик Вася пошёл на рыбалку (на столе появляется картинка рыбак Вася).
- Стоял прекрасный день и мальчик пошёл на речку что б половить рыбку и позагорать. За день мальчик поймал пять баааальших рыбины (на стол выставляют картинки 5 рыб) и просят школьников их сосчитать.
Учитель задает вопрос: «Сколько рыб поймал мальчик Вася за день?».
Учащиеся пересчитывают яблоки и отвечают: «Пять».
- Но перед тем как пойти домой – мальчик решил позагорать и заснул. В это время к речке пришёл кот! Он учуял запах рыб и стащил одну. (учитель достаёт игрушечного кота и разыгрывает сцену похищения рыбы), комментируя свои действия:
Новости образования: